Мировоззренческая позиция Максима Горького на протяжении всей жизни писателя тяготела к революционному романтизму,
предполагающему необходимость и неизбежность исправления мирового порядка путем внешнего воздействия. Общеизвестно, что
Горький являлся гуманистом, следовательно, как и у гуманистов эпохи Возрождения, ме-сто Бога в его сознании занимал
человек, но человек не обычный, а стоящий выше окружающих его людей, способный повести за собой толпу, способный на
высшее самопожертвование, - Человек с большой буквы. Мне кажется, что размышлять над вопросом, что есть человек, Горький
начал уже в первом своем рассказе "Макар Чудра", где показал человека "красивого" и свободного, абсолютно не
похожего на других. Затем, два года спустя, герои его рассказа "Старуха Изергиль" уже будут задаваться вопросом, зачем
жить: для свободы от людей или для того, чтобы совершить подвиг во имя людей?

В пьесе "На дне" автор поднимает вопрос, как жить человеку. И наконец, в повести "Мать" Горький уже не только
не задает никаких вопросов, но и создает образ, являющийся словно бы ответом на все эти вопросы, - человека настолько
неординарного, "красивого", что создается ощущение, будто Павел и есть новый Мессия.

Особое место в дооктябрьском творчестве Горького занимают так называемые "босяцкие" рассказы. Например,
"Челкаш", "Коновалов", "Супруги Орловы". В этих "босяцких" рассказах романтизм приобретает реалистическую
окраску. Тем не менее, думается, нельзя обвинить Горького в том, что здесь он отошел от романтического взгляда на своего
героя: просто герои этих рассказов изображены в гуще жизни.

Чтобы убедиться в этом, обратимся к рассказу "Челкаш", написанному в 1895 году. Это произведение можно условно
разделить на три части: встреча героев, словесная дуэль и столкновение. Горький начинает свой рассказ в традиционной для
него манере - он рисует пейзаж, в котором сочетаются черты как романтического ("потемневшее от пыли голубое южное небо
- мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море"), так и реалистического пейзажа ("закованные в гранит волны моря
подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные,
загрязненные разным хламом"). Великолепно дано Горьким и описание порта, который как будто бы "противоречит" морю -
"свободной стихии". На фоне этого монстра люди - маленькие, суетливые, их голосов даже не слышно. Изумительна и
звуковая инструментовка пейзажа. Только прислушайтесь: "…звон якорных цепей, грохот сцепления вагонов, <...>
металлический вопль железных листов, <...> глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов,
<...> крики грузчиков, матросов и таможенных солдат".
Все детали создают ощущение того, что труд здесь не удовольствие, а рабская каторга.

Пейзаж в рассказе не только фон, но и значимый элемент, раскрывающий авторский замысел. Пейзажное обрамление
харктерно для ранних рассказов Горького. Это же мы видим и в "Челкаше". Если в начале рассказа море подавлено
гранитными берегами, то в финале оно свободно: "Море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок, разбивая
их в брызги и пену". Все это тесно связано с образом главного героя рассказа - Челкаша.

Итак, обратимся непосредственно к сюжету рассказа. Главных героев двое: Гришка Челкаш и Гаврила. Сначала автор
создает портрет Челкаша. Для описания Гришки писатель трижды использует слово "хищный" ("хищное лицо", "хищный
нос" и даже "хищная худоба"), употребляет экспрессивные глаголы. Очевидно, что развернутая метафора "Челкаш -
степной ястреб", с одной стороны, немедленно вызывает чувство отторжения от героя, а с другой стороны - подчеркивает
его понимание свободы. Основные черты его характера: хищничество и свободолюбие.

Рядом появляется описание Гаврилы. В его портрете нет динамики, и представляет его автор сидящим, в то время,
как Гришка "медленно шагает". "Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонившись спиной к тумбочке, сидел
молодой парень, <...> парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми
глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно" - таков портрет Гаврилы. Если сравнить его образ с образом
Челкаша, то сразу же понимаешь: это образы - антиподы.

Думается, что в первый момент читательские симпатии находятся на стороне Гаврилы. В речи Челкаша Горький
нарочито использует слова острые, грубые, неприятные. Гаврила же, напротив, говорит мягко, вежливо. И все же что-то в
Гавриле настораживает... Уже после разговора Гришки с грузчиком, сторожем, а затем и Гаврилой можно отметить, что Челкаш
- человек свободный, вольный, у него нет никаких привязанностей, а если вспомнить, что именно такой человек
прославляется Горьким в рассказе "Макар Чудра", то писатель явно ему симпатизирует. Там же, в рассказе "Макар
Чудра", звучит отзыв о крестьянине, выражающий, по моему мнению, отношение Горького и к Гавриле: "Смешные они, те твои
люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько… И всё работают. Зачем? Кому? Никто не знает.
Видишь, как человек пашет, и думаешь: вот он по капле с потом силы свои источит на землю, а потом ляжет в нее и сгинет в
ней. Ничего по нем не останется, ничего он не видит своего поля и умирает, как родился, - дураком". Гаврила хотел быть свободным,
но не был способен быть свободным. Это явно вытекает из разговора Челкаша и Гаврилы. В ходе этого диалога подчеркивается противоположность устремлений героев.

"- А что тебе - свобода? Ты разве свободу любишь? - Да ведь как же? Сам себе хозяин, пошел - куда хошь, делай -
что хошь... Еще бы! Коли сумеешь себя в порядке держать, да на шее у тебя камней нет, - первое дело! Гуляй знай как
хошь, бога только помни... Челкаш презрительно сплюнул и отвернулся от парня".

Вот каково отношение Гаврилы к свободе. Кроме того, он хочет "человеком стать". На первый взгляд, вроде бы все
верно, но это представление о свободе примитивного, косного сознания, которое отвергается Гришкой. Что такое свобода для
Челкаша? Ясного представления у него нет, но Гришке свойственны человеческое достоинство, гордость и способность быть
"выше" окружающих его людей.

Челкаш, еще не поняв Гаврилу, смотрит на него и с сочувствием, и с презрением. Но это вызвано тем, наверное, что
он - Гаврила - имеет что-то, чего никогда не было у Челкаша: родной дом и чувство любви к свободе, которая ему не нужна.
Становится ясно, что Челкаш и Гаврила - "два человека, живущие по-разному и для разного". Следовательно, неизбежно
драматическое столкновение между ними, которое и происходит в третьей, заключительной части рассказа. К счастью, до
убийства дело не доходит. Когда появляются деньги, Гаврила вначале униженно бросается Челкашу в ноги, а затем неожиданно
хватает камень и бросает им в Челкаша. Челкаш удивлен, растерян. Он одновременно чувствует к Гавриле и жалость, и
ненависть. И теперь понятно, что Челкаш "выше" Гаврилы, просто жизнь, которую он ведет, не дает ему развиваться.
Гришка мог бы проявить себя.....

В самом конце рассказа мы понимаем, что Гришка Челкаш, свободный, гордый, и есть тот человек, который привлекает
Горького. Но ищет его писатель теперь не в сказке, как раньше, а в гуще жизни. Таким образом, "босяцкие рассказы"
Горького, в том числе "Челкаш", можно считать переходом к горьковскому "романтическому реализму", который станет
творческим методом писателя и со всей полнотой обнаружится в повести "Мать".