Бессмертна комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Опираясь на устойчивую опору здравого рассудка, автор описал в своём произведении такую вполне закономерную ситуацию, как столкновение двух поколений, двух веков. Век минувший – век, воспитавший целое поколение Фамусовых и Молчалиных, составивших затем основное московское общество. Век нынешний – век нового поколения, на его стороне один только Чацкий. Прослушав комедию, Александр Сергеевич Пушкин писал: «…не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. Цель его – характеры и резкая картина нравов». Великий поэт не ошибся, охарактеризовав произведение таким образом. Действительно, в основе комедии лежит сравнение минувшего века и нынешнего, старины и современности.
До прибытия Чацкого всё в доме Фамусова строилось на лжи. Отец скрывал от дочери свои заигрывания со служанкой, София не признавалась в своей любви к Молчалину, Молчалин прятал свои чувства к Лизе от Софьи и играл роль верного возлюбленного, Лиза своим милым плутовством охраняла тайны сердца своей госпожи. Никто не хотел и не собирался разрушать эту спокойную, мирную обстановку. Но всё переменилось со времени приезда Александра Чацкого. Как вихрь, ворвался он в скучную повседневность Фамусовской Москвы, разоблачая обманы минувшего века. О нём писал А.. И. Герцен: «У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить диссонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться. Это то брожение, в силу которого невозможен застой в истории…». Александр Чацкий приезжает в Москву после трёх лет разлуки, чтобы увидеть девушку, любовь к которой не только не утихла со временем, но стала сильнее. И что же он находит? Софья Павловна его встречает холодно и мысленно сожалеет о его приезде. Чацкий отторгнут Фамусовским семейством. В беседе с самим Фамусовым выясняется, насколько мышление Чацкого противоречит мнению устаревшего московского общества. Заходит речь и о Софье Павловне. Фамусов заметил неравнодушие к ней Чацкого, но прежде советует ему послужить. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» - отвечает Чацкий. Было бы слишком просто объяснять такую, несколько даже дерзкую, прямолинейность его фраз одной лишь инерцией пылкости. Скорее, тут действует нежелание поддерживать дальнейшую связь с домом Ф
амусова, то, что подсказывает Чацкому сознание. Но в то же время любовь к Софье удерживает главного героя от порывов уехать. Да и сам Александр Андреевич признаётся, что у него «ум с сердцем не в ладу». Он защищает благородство, независимость, высоту мысли, истинность чувств. И в то же время Фамусов отстаивает свои взгляды на жизнь и службу, которые не находят взаимности у Чацкого. Здесь сталкиваются минувший век и нынешний. Во многом взгляды Чацкого оправданы – он «вольность хочет проповедать», «служит делу, а не лицам». Но непростительна его наивность в том, чтобы отрицать устарелые взгляды московского общества. Он искренне верит, что «век минувший» уже отошёл, а будущее за веком нынешним, хотя история не знает случаев, чтобы поколения сменялись поколениями с такой мгновенной скоростью. Всё происходит постепенно, не спеша. И в доме Фамусова, где всё ещё царят порядки минувшего века, приезд Чацкого произвёл целую бурю. «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными» - пишет А.С. Пушкин. К сожалению, даже обморок Софьи, когда Молчалин упал с лошади, не заставил Чацкого прозреть.. Он говорит Софье Павловне: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!». И до последнего надежда на то, что ему в этом доме рады, не покидала Чацкого. Если современные взгляды молодого человека не находят взаимности у окружающих, он полностью бросается в свою любовь, ныряет в неё с головой. В этом случае Чацкий готов был не замечать явного – того, ч
то Софья Павловна влюблена в Молчалина. «С такими чувствами, с такой душою Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!». Чацкий ищет оправданности чувств Софьи и обманывается, поскольку то, что презираемо им, в барской Москве возвышает человека. Это неудержимо обнаруживается на балу в доме Фамусова. Слух о сумасшествии Чацкого начинает распространяться с поразительной быстротой. «Ученье – вот чума, учёность – вот причина» - уверен Фамусов. И вот уже выясняется, что большинство гостей, если не сказать, что все, не согласны с вольными высказываниями Чацкого.
Чацкий – трагический герой, попавший в комедийную ситуацию. В Фамусовской Москве такому человеку не место, консервативно настроенные люди не признают его, гонят. Но исторически сложилось так, что для таких людей, как Чацкий всегда находится место, где «оскорблённому есть чувству уголок». Всегда возникали и будут возникать такие люди, которым надлежит быть воинами-застрельщиками в борьбе за свою, никем не признанную правду. И всегда количество старой силы будет сокрушено качеством новой. Так поколения сменяют друг друга, сталкиваясь и отвергая всё, что не согласуется с их собственными утверждениями, порядками, привычками. Так размеренно и неторопливо складывается история народов и культур.
Спустя полвека после создания комедии русский романист И. Гончаров написал статью «Мильон терзаний», в которой определил тип Чацкого как вечного героя. Он отмечал, что в жизни на смену устаревающему всегда приходят новые, прогрессивные силы, которые поначалу оказываются в меньшинстве. «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим» - писал Гончаров. И он не ошибся. С кого же был списан столь живой и многогранный образ? Грибоедов вложил в своего героя декабристский дух, который был так близок ему и знаком. «…Образ Чацкого, меланхолический, ушёдший в свою иронию, трепещущий от негодования и полный мечтательных идеалов… …это – декабрист…» - пишет Герцен в статье «Новая фаза русской литературы». Автор комедии был лично знаком с декабристами, хотя искренне не разделял их взглядов. Это и помогло ему написать комедию и сделать её такой актуальной, побуждающей к раздумьям.
Прочитав комедию, я не могу оставаться безучастным наблюдателем. Ситуация, в которой оказался главный её герой, не оставляет читателя равнодушным, призывая принять должное участие. И я с удовольствием обдумываю мораль произведения, суть его, находя всё больше скрытых истин, ранее не заметных и простых, но бесспорных. И всё, что можно добавить к этому сочинению, только то, что, вне всяких сомнений, Александр Сергеевич Грибоедов был талантливым писателем. «Горе от ума» вечно будет существовать.

Автор сочинения: Насибли Сона
seyrios@mail.ru