Александр Сергеевич Грибоедов – создатель первой реалистической комедии в русской литературе. Однако это суждение не соответствует реальному месту, которое занимает в литературе комедия «Горе от ума». Появление «Горя от ума» предвещало победу реализма в русской литературе. С гениальной зоркостью Грибоедов вслед за Радищевым замечает типические черты диких барских нравов и бесправие крепостного человека. При этом внешне комедия напоминает классическое произведение, выполненное в соответствии с традициями этого направления. Неожиданным обстоятельством явилось то, что Грибоедов разрушил эти традиции, введя жанр трагикомедии в свое произведение, что совершенно недопустимо с точки зрения классицизма. Таким образом, возникает вопрос о том, какие еще литературные традиции, создающие особый жанр произведения, мы можем увидеть в комедии «Горе от ума» Грибоедова. Начнем с того, что перед нами типичная романтическая ситуация: главный герой, Чацкий, противостоит всем остальным. При этом Чацкий, как романтик, близок автору. К тому же, ораторский стиль речей Чацкого принадлежит уходящим литературным направлениям. Видим мы и черты просветительского реализма в комедии, благодаря отсутствующей, «четвертой», стене между зрительным залом и сценой. Актеры вовлекают зрителей в действие при поддержке автора, который, в свою очередь, постоянно апеллирует к зрительному залу.

В чем же состоит особенное новаторство Грибоедова? Прежде всего, на мой взгляд, в социально-конкретном реалистическом характере комедии. К примеру, многие сюжетные коллизии и события имеют прямые и косвенные параллели с реальными событиями. Сам главный герой, Чацкий, имеет реальный прототип, которым послужил Чаадаев П.Я. При этом как реальный исторический, так и литературный герой, воплотили в полной степени этику и эстетику декабристов. Примечателен тот факт, что описанное в комедии Грибоедова изгнание Чацкого предвосхитило событие, произошедшее три года спустя с самим Чаадаевым, оклеветанным и изгнанным из общества. Таким образом, литературный герой «предсказал» судьбу своего прототипа. Разумеется, прямых указаний на реальность в пьесе нет, однако, все герои Грибоедова – это люди своей, преддекабристской эпохи, что также является важнейшей жанровой чертой комедии.

Типизируя образы, Грибоедов вместе с тем каждому персонажу комедии придает индивидуальные свойства. Сам Грибоедов и многие современники отмечали портретность персонажей «Горя от ума». Так, персонажи комедии являлись не просто носителями устойчивых качеств, но и своеобразными символами своей эпохи. Например, Скалозуб стал воплощением Аракчеевщины, эпохи военной муштры, а Репетилов воплотил в своем образе тех людей, которые легко присваивают чужие мысли и поступки в силу собственного малодушия.

Также существенно то, что в своей комедии Грибоедов стремится в частном, единичном раскрыть общее, что присуще данной эпохе и данной среде. Принцип обобщения через изображение единичного последовательно проведен через всю комедию. В сценах и эпизодах частной жизни одной дворянской семьи раскрываются типические черты, рисуется социальный портрет целого общественного круга в момент обострения борьбы двух политических лагерей в русском обществе эпохи декабристов. В судьбе одного передового мыслящего человека отражается судьба целого поколения свободолюбивой декабристской дворянской молодежи.

Гениальным новатором оказался Грибоедов и в развитии языка русской драматургии. Он широко и обильно использовал в своей комедии живую разговорную речь. Важно отметить, что именно речевые характеристики способствовали индивидуализации персонажей, их яркой портретности. Показательна в этом отношении речь Скалозуба с ее военными терминами, фразами, похожими на военные приказы, грубыми выражениями аракчеевской военщины. Деликатен, вкрадчив и, в общем, немногословен Молчалин, предпочитающий льстивые слова почтительного свойства. Колоритна и характерна речь Хлестовой, бесцеремонной и грубой московской барыни. При этом очень разнообразна, богата оттенками речь Чацкого. Так, в репликах и монологах главного героя запечатлены эмоционально-экспрессивные, лексические особенности языка передовой интеллигенции двадцатых годов девятнадцатого века.

Таким образом, многообразие различных жанровых черт, нашедших свое выражение в комедии Грибоедова «Горе от ума», разрушало принятое в эстетике классицизма разделение различных драматургических жанров. Резко отличаясь от классицистической комедии, пьеса не была и комедией, основанной на любовной интриге, поскольку в ней на первом плане общественная коллизия. Нельзя отнести ее и к жанру бытовой комедии. «Горе от ума» является, по выражению современников, высокой комедией, тем жанром, о появлении которого мечтали декабристские литературные круги. В «Горе от ума» сочетались и общественная сатира, и комедия нравов, и психологическая драма: комические сцены сменяются в ней сценами патетическими.

Подводя итог, хочется отметить, что Грибоедов блестяще показал своим современникам, что и при соблюдении классицистических единств пьеса может быть глубоко реалистической, если она воссоздает правду жизни. В отличие от классицистической комедии, в которой всегда в конце наказывался порок и награждалась добродетель, у Грибоедова читатель не находит привычной нравоучительной концовки. Так он отказался от всего, что мешало развитию русской драматургии.