ИДЕИ
ДЕКАБРИСТОВ В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА


"ГОРЕ ОТ
УМА"



Великий и
талантливый писатель, основоположник
русского реализма, Александр Сергеевич
Грибоедов, жил и творил в тяжелый период
русской истории.


Над своей
комедией "Горе от ума" Грибоедов
работал в конце 10 - начале 20 годов
XIX
столетия.
Это были знаменательные годы в истории
России. Только что закончилась победой
Отечественная война 1812 года. Я думаю, эта
победа подтвердила волю русского народа к
свободе и независимости, его горячую любовь
к Родине. Люди ненавидели самодержавие и
крепостничество, которое мешало
экономическому и культурному развитию
страны.


После
Отечественной войны в России стали
появляться тайные политические общества,
членами которых являлись революционно
настроенные дворяне, готовые вести борьбу с
тиранией и деспотизмом. В Москве и
Петербурге зарождались будущие
декабристские общества, политический
настрой дворянской молодежи, к которой
относился и Грибоедов, несомненно повлиял
на его мировоззрение и направление его
творчества.


Но столь
передовые мысли овладели не всяким, и
большинство населения Москвы все еще
придерживались старых устоев крепостного
строя. Против этого большинства и выступали
молодые дворяне - революционеры. Вот такую
историческую обстановку в стране и отразил
Грибоедов в своей острой и меткой комедии
"Горе от ума".


В образе
Чацкого воплощены черты, роднящие его с
декабристами: глубокая любовь к русскому
народу, ненависть к крепостничеству,
желание служить делу, "а не лицам",
высоко развитое чувство собственного
достоинства, истинная культура и
просвещенность, нежелание мириться с
несправедливыми общественными устоями.
Этим обусловлено его решительное и
неизбежное столкновение с Фамусовым,
Скалозубом, Молчалиным, олицесворяк5щими
крепостничество, корыстный мир барской
Москвы.


В конфликте.
Чацкого с лагерем Фамусовых Грибоедов
показал борьбу двух противоположных
общественных сил: дворянских
революционеров и дворян-крепостников,
верных устоям старого общества, где
действуют "знатные негодяи", мошенники,
и подхалимы, доносчики и "зловещие
старухи". Они не хотят и не могут мириться
с пришедшей новой эпохой. Для них Чацкий,
который вольность хочет проповедать" и
"властей не признает", - "опасный
человек", "безумный по всему и
одержимый".


Нужно
заметить, что сама биография Чацкого -
биография передового гражданина
декабристской эпохи.


Чацкий имел
свое именье. В детстве он был взят на
воспитание в дом Фамусовых. Но вскоре
сонная тишина фамусовского дома, где все
было построено на притворстве и обмане,
очень наскучили ему, и молодой Чацкий
отправился в путешествие "ума искать",
искать светлые стороны жизни.


Вернувшись,
Чацкий видит, что московское общество
сильно изменилось по сравнению с тем
временем, когда он покинул его три года
назад. Теперь фамусовский мир уже не
потерпит "вольнодумцев" и "якобинцев",
не позволит открыто обличать свои пороки в
московских гостиных.


Наблюдая за
лживой жизнью этого мира, Чацкий не
принимает в ней ни малейшего участия. Ни в
одном действии и явлении мы не встретим его
танцующим или играющим в карты. Везде он
горячий деятель, энтузиаст, стремящийся
победить непримиримую вражду к свободной
жизни, старающийся доказать необходимость
наук и культурных знаний. "Он верный
обличитель лжи", "он требует места и
свободы своему веку", "клеймит позором
низкопоклонство и шутовство". Он
тяготится среди пустой, праздной толпы "мучителей,
зловещих старух, вздорных стариков",
отказываясь преклоняться перед их моралью,
перед их порядками. Многие декабристы имели
такую жизнь, так же мыслили и так же были
отвергнуты реакционным обществом.


Фамусовский
мир противопоставляет Чацкому клевету,
ложь, а тот борется открыто и прямо; в его
пылких и ярких монологах явно звучит вызов
грязному миру "низкопоклонников" и "дельцов".


В них
широко раскрываются общественные интересы
Чацкого: государственная служба,
крепостное право, воспитание гражданина,
истинное просвещение. Такие речи, наверняка,
произносились на заседаниях тайных
политических обществ будущих декабристов.
И идеи Чацкого совпадают с их идеями и
взглядами.


Также в
обличительных речах героя нетрудно угадать
настроение и самого автора, его авторскую
позицию.


Грибоедов
непосредственно общался с декабристами при
жизни и, как известно, одобрял их цели и идеи.
И поэтому, в своем политическом
злободневном для того времени произведении
он не смог ни отразить историческое
движение русского народа вперед, в будущее (что
он показал через борьбу Чацкого, нового
героя, с миром Фамусовых).


Неизбежность
столкновения Чацкого с обществом Фамусова,
Скалозуба и Молчалина, конечно же,
обусловленна его взглядами, идеями и
стремлениями.


Грибоедов,
горячо разделяя идеи дворян-декабристов,
наделил своего главного героя чертами,
роднящими его с декабристами: глубокая
любовь к русскому народу, ненависть к
крепостничеству, истинная культура и
просвещенность, глубокий патриотизм и
готовность к борьбе за правду - вот те
качества, определяющие яркий образ Чацкого,
главного героя бессмертной комедии
великого писателя
.