ПРОБЛЕМА
"УМА" В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА "ГОРЕ ОТ
УМА"



Над своей
комедией "Горе от ума" Грибоедов
работал в конце 10-х, начале 20-х годов
девятнадцатого столетия. Это были
знаменательные годы в истории России.
Только что кончилась победой Отечественная
война 1812 года. Эта победа утвердила волю
русского народа к свободе и независимости,
его горячую любовь к Родине. Люди
ненавидели самодержавие и крепостничество,
которые мешали экономическому и
культурному развитию страны.


После
Отечественной войны в России появилось
множество тайных политических обществ,
членами которых являлись революционно
настроенные дворяне, готовые к борьбе с
деспотизмом и тиранией. В Москве и
Петербурге зарождались будущие
декабристские общества.


Молодые
революционеры боролись за права своей
новой эпохи, отстаивали новые убеждения и
выступали против того общества, которое все
еще было верно старым устоям и жило по
порядкам старого времени.


Вот такую
историческую ситуацию и отразил Грибоедов в
своей острой и меткой комедии "Горе от
ума".


В конфликте
Чацкого с лагерем Фамусовых он показал
борьбу двух противоположных общественных
сил: дворян-революционеров и дворян-крепостников.


В этом
конфликте и раскрыл Грибоедов тему "ума".
Наблюдая за развитием борьбы, мы узнаем в
образе Чацкого декабриста. Он представляет
собой молодой, пылкий ум, пришедший со своей
искренностью и честностью на смену "отъявленным
негодяям", мошенникам и подхалимам, "зловещим
старухам" и старикам, действовавшим в
фамусовском мире.


Для них и не
существует как такового понятия ума со
значением, которое вкладывает в него Чацкий,
лишь бы не накопилось всяких "хлопот", и
цели, и желания заключаются только в том,
чтоб "награждены! брать и весело пожить".


Проблема
"ума" грибоедовской комедии состоит в
том, что


является
ценностью для Чацкого, что доя Фамусова,
Молчалина и .Скалозуба.


В пылких
обличительных речах Чацкого явно звучит
вызов грязному миру "низкопоклонников"
и "дельцов". Он видит будущее России в
просвещении и понимает, что с презрением к
наукам, к русскому народу, которое царит в
фамусовском мире, страна не получит
никакого развития.


Общественный
конфликт комедии представлен
столкновением умов: ума Чацкого, жаждущего
перемен и улучшений и ума фамусовского и
молчалинского мира, верного устоям времени.


Крепостническое
общество отталкивает Чацкого в большей
мере из-за его ума. Передовые мысли не
признаются в этом мире. Для них Чацкий,
который "вольность хочет проповедать"
и "властей не признает" - "опасный
человек", "безумный по всему" и
одержимый,


Софья -
раньше любившая Чацкого за ум, теперь
говорит ему: "...Да эдакий ли ум семейство
осчастливит?".


Фамусов,
признавая ум Чацкого, однако, считает, что
тот достоин сожаленья:


И славно
пишет, переводит,


Нельзя не
пожалеть, что с эдаким умом...


Чацкий же
больше не в состоянии переносить все это, он
вынужден покинуть Москву: "Вон из Москвы!
сюда я больше не ездок".


Итак, мы
видим, что ум главного героя, его передовые
стремления ставят его вне круга Фамусовых,
молчалиных и скалозубов. Именно на этом
основано в комедии внутреннее развитие
общественного конфликта: лучшие черты,
лучшие качества Чацкого делают его в
представлении фамусовского мира сначала
"чудаком", "опасным человеком" и в
конце концов просто безумным. "Ну и что?
не видишь ты, что он с ума сошел?" -
уверенно восклицает под занавес Фамусов.