Бал в комедии «Горе от ума» является кульминацией произведения. Именно на балу произошло судьбоносное для героя событие. Для людей того времени бал – обычное дело, там собираются люди из знати, обстановка располагает к светским беседам и сплетням.

Слух о сумасшествии Чацкого возник как бы невзначай. Господин N оказался рядом с Софьей в тот момент, когда она, негодуя, обронила фразу: «Он не в своем уме». С большим удовольствием господин N подхватывает новость и делает все, чтобы о ней узнали окружающие. Из-за того, что Чацкий отвергает основания жизни фамусовского общества, из-за того, что им нечего противопоставить идеям Чацкого, из-за того, что Чацкий уже успел всем «насолить»: графине внучке он сказал, что ее высокомерие безосновательно, Наталья Дмитриевна испугалась, что ее муж после разговора с Чацким вернется к прежней жизни, Хлестовой непонятен был его смех, Фамусов боится вольнодумства Чацкого, Молчалин, желая вписаться в круг гостей – сплетников, говорит, что якобы ему Чацкий отсоветовал служить в Москве в Архивах - из-за всего этого гости охотно верят сплетне, так как Чацкий – сумасшедший им не страшен, и пытаются найти причину сумасшествия. Дамы видят ее в чрезмерном употребление шампанского «не по летам», Загорецкий им поддакивает. Фамусов же считает причиной образованность и просвещенность Чацкого. «Ученье – вот чума, ученость – вот причина», «Забрать все книги бы да сжечь». Только Платону Михайловичу сомнительно безумие молодого человека, но он не может или не хочет идти против всех.

Гости стали относиться снисходительно к Чацкому, стали разговаривать с ним, как с больным: «Любезнейший! Ты не в своей тарелке! С дороги нужен сон. Дай пульс Ты нездоров», они делают все возможное, чтобы выбросить Чацкого за пределы своего круга: в то время, когда он произносит монолог в конце третьего действия, "все в вальсе кружатся с величайшим усердием".

Чацкий и фамусовское общество несовместимы. Люди в этом обществе верны традициям, они с опаской относятся ко всем изменениям, переменам. Общество пронизывает дух лицемерия и угодничества. Фамусов восхищается ничтожными людьми. В обществе определяющими являются чин и деньги. Чацкий же порвал связи с министрами, потому что он желал бы служить делу, а не лицам. Идеал Чацкого – свободная, независимая личность, чуждая рабской приниженности. Из-за непонимания друг друга фамусовское общество выносит Чацкому вердикт – безумный по всему.


Автор сочинения: Косяк