ХАРАКТЕР
КОНФЛИКТА И ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКОГО
ДЕЙСТВИЯ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА "ГОРЕ
ОТ УМА"


Чацкий
- представитель передовой части дворянства.
Его столкновения со средой, со своим же
классом - конфликт с фамусовским обществом,
борьба за свое понимание жизни . Идеал жизни
Фамусова:


...не
то на серебре,


на
золоте едал; сто человек к услугам;


Весь
в орденах; езжал - то вечно цугом;


Век
при дворе, да при каком дворе!


Представления
о жизни, идеи Чацкого противоположны
идеалам Фамусова, они во многом отражают
взгляды Грибоедова и идеологию декабристов.
Это такие идеи, как протест Чацкого против
крепостничества. В монологе "А судьи кто?"
- идеи служения отечеству: "Кто служит
делу, а не лицемерам". Идея национальной

самобытности России слышна
в словах Чацкого: "Ни звука русского, ни русского лица".


На
протяжении всей комедии происходит
столкновение этих противоположных сторон.
Комедия построена в традициях классицизма,
соблюдается принцип единства места и
времени. Отступлением от этих традиций
является отсутствие единства действия, так
как нет единой любовной интриги в сюжете
комедии. Главное место занимает идейный
конфликт. Необычно построение характеров
персонажей, они строятся по принципам,
выходящим за рамки традиционного амплуа.
Отступлением является также
отсутствие
счастливого финала - Чацкого постигает
разочарование в любимой, он вынужден уехать
из Москвы, но все же он одерживает победу
над фамусовским обществом.


По
ходу развития событий линии идейного
конфликта и любовной интриги идут
параллельно. Без любовной интриги действие
не было бы полным, не был бы понятен дух
московских гостиных. Да и появление Чацкого
в доме Фамусова не нашло бы объяснения, ведь
он приехал к Софье, и только к ней, а не к тем
знакомым, о которых он говорит с сожалением:
"Опять увидеть их мне суждено судьбой".


Завязкой
действия послужил обморок Софьи, при
падении Молчалина с лошади - Чацкий многое
понимает:


Так
можно только ощущать,


Когда
лишаешься единственного друга.


Кульминация
- объявление Софьей Чацкого сумасшедшим.
Софья наказывает его за остроты, за обидные
слова о Молчалине. Софья так отзывается о
Чацком: "Унизить рад, кольнуть, завистлив,
горд и зол!". И далее:


Чацкий,
любите вы всех в шуты рядить, . Угодно
ль
на себе примерить?


Развязка
наступает в
IV действии -
Чацкий узнает о том, что его считают
сумасшедшим и раскрывается отношение Софьи
к Молчалину и Молчалина к Лизе: "И вот
любовника я принимаю вид в угодность дочери
такого человека".


И,
может быть, если бы Чацкий не стал
свидетелем этой сцены, то отношения Софьи и
Молчалина остались бы прежними, Софья бы
смогла простить, или Фамусов поторопился бы
со свадьбой Софьи со Скалозубом. "Но
теперь нельзя: наутро, благодаря сцене с
Чацким, вся Москва узнает..." (Гончаров).


Чацкий
с жаром восклицает: "Слепец! я в ком искал
награду всех тудов
! Он
порывает с Софьей, со всем фамусовским
обществом, уезжает из Москвы "...искать по
свету, "где оскорбленному есть чувству
уголок!".


Но
Чацкий не побежден, он "сломлен
количеством старой силы, нанеся ей в свою
очередь смертельный удар количеством силы
свежей". Очень важную роль в комедии
играют монологи: при помощи драматических
монологов раскрывается характер героя;
эпические монологи повествуют о действиях,
не показанных зрителю, но связанных с
происходящим на сцене; лирические монологи
отражают
точку зрения
автора. Для монологов "Горя от ума"
характерны диалогические формы.