Чацкий и Молчалин.

"Горе от ума" Грибоедова - социально-политическая реалисти-ческая комедия, "одно из самых злободневных произведений русской литературы". Комедия "Гоу" была написана в 20-ые годы XIXого века, когда после Отечественной войны 1812 года в русском обществе происходили перемены, когда среди прогрессивно настроенного дворян-ства назревало недовольство существующими порядками. Автор раскрывает содержание главного конфликта эпохи: столкновение "века нынешнего" и "века минувшего", не желающего сдавать свои позиции. АСГ противопоставил главного героя остальным действу-ющим лицам, представителям консервативной части общества. На это указывал сам автор, разъясняя основной смысл своей комедии: "В моей пьесе 25 глупцов на одного здравомыслящего человека". Роль Александра Андреевича Чацкого - главная роль в комедии. Среди "двадцати пяти глупцов" большое значение имеет Алексей Степанович Молчалин. Чацкий и Молчалин - это не только сценические персонажи, которые способствуют развитию действия, но и социальные типы. Чацкий и Молчалин примерно одного возраста, во всем остальном они резко отличаются друг от друга. Они противостоят друг другу, и это противостояние проявляется как в любовном, так и в общественном конфликтах. Чацкий талантлив, "его речь кипит умом, остроумием", он всегда говорит то, что думает, "у него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен". "Таланты" же Молчалина состоят в "умеренности и аккуратности". За маской бессловесного, скромного, тихого, услужливого секретаря Фамусова скрывается беспринцип-ный карьерист, бессердечный и лицемерный эгоист. Чацкий происходит из благородной семьи. Он потомственный дворянин и получил хорошее образование. Александр Андреич имеет богатый жизненный опыт, он много путешествовал, жил как в деревне, так и за границей. Чацкий называет "нынешний век" веком просвещения и всячески восхваляет тягу к знаниям, наукам и искусствам, "высоким и прекрасным". Безродный мещанин Молчалин, вероятно, воспитывается хуже Чацкого. И если бы не Фамусов, пришлось бы Молчалину "коптеть в Твери", то есть служить с минимальным жалованием и почти без всякой возможности продвинуться. Однако Молчалин "унаследовал" от отца один очень "ценный" совет: Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья - Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. Для Молчалина невозможно представить удачную жизнь без продвижения по службе. Карьера для него - это самый короткий и легкий путь к почестям и знатности. Служба у него ассоциируется не с чувством долга перед отечеством, а с наградами и чинами. Так, Алексей Степанович Молчалин получил уже "три награжденья" и дворянский титул. Чацкий не требует "ни мест, ни продвиженья в чин". Он готов служить по велению долга, "служить делу": Служить бы рад, прислуживаться тошно. Чацкий, обладая декабристким мировоззрением, выступает в комедии как бескомпромиссный борец с помещичье-самодержавным строем. Смысл жизни Молчалина состоит в том, чтобы "и награжденья брать и весело пожить". Отношение к любви у героев также противоположно. Чацкий любит Софью чисто, искренне. Ведь только ради нее он приехал в патриархальную Москву. Молчалин не способен на глубокое и искреннее чувство: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека… Софью он любит "по должности", Лизу - "от скуки". Любовь для него - еще одно средство для достижения своих низменных целей. Александр Андреич - вольнолю-бивый герой. Он не считается с мнением света, ни от кого не зависит, он не придает большого значения связям в обществе, покровительство ему не нужно. О "тузах" Чацкий безбоязненно говорит то, что думает. Если "пустейшего человека" в "фамусовском обществе" "ставят в образец", то это для Чацкого совершенно ничего не значит. Фома Фомич как был, так и останется для Александра Андреича "одним из самых бестолковых", а властная и могучая Татьяна Юрьевна - "вздорной". Более того, Чацкий будет с жаром обличать сословные предрассудки консервативного дворянства. В этом состоит главное различие между Чацким и Молчалиным. Молчалин твердо следует "завещанию" отца: Там моську вовремя погладит! Тут в пору карточку вотрет! Но это стремление всем угождать имеет для него и отрицательную сторону. Молчалин, может, и рад бы был высказывать свое мнение, но не может. Он говорит: "В мои лета не должно сметь свое суждение иметь". Зависеть от других для него необходимость. В нравственном отношении Чацкий, бесспорно, намного богаче Молчалина. Чацкий не принимает Молчалина всерьез, не видит в нем достойного соперника, для него Молчалин - полное нич-тожество, "жалчайшее созданье". Но и Молчалин ни во что не ставит Чацкого, который в его глазах обыкновенный неудачник. Чацкий недооценил Молчалина, а Молчалин совершенно не понял мировоззрения Чацкого. Чацкий - новый человек. На его пути стоит "фамусовское общес-тво", но более сильным и живучим оказываются Молчалины. "Молча-лины блаженствуют на свете!" Эти слова Чацкого оказались пророческими: Молчалины вечны. Но такие героические личности, как Чацкий, всегда будут появляться при резкой смене одного века другим. И это свидетельствует о подлинной "бессмертности" комедии. Чацкий терпит поражение, но в моральном плане остается победителем.