Чацкий и Молчалпн как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» )

Московское общество. Общество, погрязшее в грехах. Общество, где господствует раболепие, чинопочетательство. Люди там
не ценятся, главное – чины. Уважаются не человеческие качества и человеческое достинство, а лишь место, занимаемое
человеком в обществе благодаря чинам. Московское общество – общество сплетников, готовых погубить даже самую чистую
репутацию.
Таково это общество, типичным представителем которого является Алексей Степанович Молчалин. Александр Андреевич Чацкий
же противопоставляется фамусовскому обществу.
Именно эта бездушная среда, век минувший, оказала огромное влияние на формирование характера Молчалина, сделала его
типичным представителем фамусовского общества, которому присущи все черты, характерные москвичам того времени. Несмотря
на то, что и Чацкий, и Молчалин – молодые люди, Алексей Степанович принадлежит минувшему веку. В обществе почетают чины.
Чины – единственный путь продвижения по иерархической лестнице: Молчалин выбирает путь чинопочетательства. Но эту дорогу
ему указал и его отец, когда давал свои наставления.
Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведётся жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Поэтому он и служит у Фамусова, стараясь всячески угодить своему покровителю.
Чацкий – прямая противоположность Молчалину. Александр Андреевич не признаёт чинов, так как считает, что “чины
людьми даются, а люди могут обмануться”. Ему пророчили большое будущее в обществе, он мог добиться многого, но покинул
свет, отказался от всех привилегий, присущих детям богатых и знаменитых родителей. Чацкий рад служить не отдельной
личности, пресмыкаясь перед ней, а своей идее, своему Отечеству. Вот его жизненный принцип: “Служить бы рад,
прислуживаться тошно”.
И Чацкий, и Молчалин – люди большого ума, но цели, которых они пытаются достичь, разные. Ум Молчалина построен
на добычу наград, на увеличение личного блага:
…частенько там
Мы покровительство находим, где не метим.
Поэтому он изворотлив, старается подстроиться под ситуацию, всем угождать, раболепствует, производит впечатление
умеренного и аккуратного человека:
Молчалин! – Кто другой так мирно всё уладит,
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрёт.
У Чацкого же критический ум, обличающий все пороки московского общества, не изменившегося в период его
отсутствия, всё то, что свойственно Молчалину:
Помилуйте, не вам – чему же удивляться!
Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Он красноречив, остёр, не боится отстаивать свою точку зрения, свои взгляды. Александ Андреевич – ярый обличитель всех
пороков фамусовской Москвы, понимающий, что “дома новы, а предрассудки стары”. Он не только видит всю пошлость и
бессмысленность общественного существования, но и не боится сказать об это вслух. Молчалин тоже замечает все
отрицательные черты москвичей, он тоже осознаёт все пороки общества, но предпочитает об этом умалчивать:
Он наконец: уступчив, скромен, тих
В лице ни тени беспокойства
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит…
Всё это играет ему на руку, так как он пытается достичь высот в таком обществе.
Разное отношение у героев и к общественному мнению. Чацкий не прислушивается ко мнению окружающих его
сплетников и сплетниц, готовых сделать из муки слона. Александр Андреевич оценивает людей сам, для него не важно, “что
станет говорить княгиня Марья Алексеевна”. Для Молчалина же “злые языки страшнее пистолета”. Если он однажды отступится,
то он знает, что никто ему этого не простит. Алексей Степанович станет изгоем, тогда не сможет осуществить свою заветную
мечту: занять высокое положение в фамусовском обществе.
Александр Андреевич приезжает в Москву только ради Софии Фамусовой, ради своей любви к ней, но его ждёт
разочарование: София к нему охладела. Она предпочла Чацкому секретаря своего отца. Александр Андреевич страдает от
нераздельного чувства, его любовь чиста, непорочно, она не замешана на имущественных связях, на почетании чинов Фамусова:
Но есть ли в нём та страсть? То чувства? Жалкость та?
Чтоб, кроме вас, ему весь мир целый
Казался прах и суета?
А что же любовь Софии для его соперника? Любовь Молчалина сводится к чинам, он любит её “по должностям”, использует
для того, чтобы получить положение в обществе, будучи мужем дочери Фамусова. Разве он может отказать “дочери такого
человека”. Алексей Степанович готов превратиться в “мужа – мальчика, мужа - слугу” при своей жене, готов перед ней
пресмыкаться, потакать всем её капризам и желаниям.
Чацкий же не желает становиться похожим на “мужа – мальчика, мужа – слугу, из жёниных пажей – высоким идеалам
московских всех мужей”.
Произнося обвинительные речи, Александр Андреевич Чацкий доказывал, что московское общество – “век минувший”,
что на пороге уже новый век. Чацкий просит уступить дорогу этому веку, открыть перед ним дверь, отбросить все
предрассудки, зажить новой жизнью:
Чтоб истребил господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья…
Он не одинок в своём стремлении: у него есть единомышленники среди молодого поколения, например, князь Фёдор.
Описывая в своём произведении передового человека того времени, Грибоедов считал, что будущее за людьми нового
склада, нового мышления. Будущее за новым обществом, которому чужды пороки. Но, к сожалению, до сих пор общество не
достигло своего идеального состояния. И в XX веке сохранилось раболепие, чинопочетательство. Но всё ещё впереди, будем
надеяться, что в новом веке эти пороки исчезнут навсегда.