Чацкий и Молчалпн как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» )

Чацкий сломлен количеством
старой силы, нанеся ей,
в свою очередь, стремительный
удар качеством силы свежей.
И.А.Гончаров

Александр Грибоедов начал писать свою пьесу «Горе от ума» в Персии, в тысяча восемьсот двадцать втором году. В тысяча
восемьсот двадцать шестом году в Москву он привез первый и второй акты комедии. В Москве продолжает наблюдения над
нравами и бытом московского дворянства. С помощью этих деталей автор показывает всю Москву. Писатель говорил: «И общее,
и детали, все это не сочинено, а так целиком взято из московских гостиных и перенесено в книгу и на сцену». Пьеса была
закончена в тысяча восемьсот двадцать четвертом году, в Москве. В самом заглавии пьесы задана важнейшая проблема комедии
– проблема ума. В произведении Грибоедова она обогащается философским смыслом. Но цензура разрешила печатать лишь
отрывки. Полностью комедию выпустили только в тысяча восемьсот шестьдесят втором году после смерти Грибоедова. На сцене
театра свое творение он также не увидел. Но благодаря декабристам, восхищенным пьесой, она стала известной широкому
кругу читателей. Пушкин также подробно ознаком!
ился с произведением и признался: «Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался».
В своем произведении Грибоедов показывает борьбу в обществе между консерваторами и прогрессивно мыслящими людьми. Могут
ли два сверстника, люди из одного и того же общества, рассуждать и жить совершенно по разному? Да, могут. Один из самых
ярких примеров – Чацкий и Молчалин. Они оба молоды, но все же они смотрят на жизнь по-разному.
Чадский- человек из дворянского рода. Его идеал- человек, который безгранично служит своей Родине, своему народу без
корысти, расчета. Он еще помнит события тысяча восемьсот двенадцатого года, в нем горит огонь тех событий. И он с ужасом
осознает, что французик из города Бордо ближе к людям его круга, чем родной народ- победитель. Чацкий хочет
отдавать все свои силы Родине, народу, но как он говорит: Служить бы рад, прислуживаться тошно . В этих словах
все отношение к фамусовскому обществу. Его афоризмы резки и тверды: Дома новы, да предрассудки стары. Порадуйтесь, не
истребят ни годы их, ни моды, ни пожары. Эти отточенные реплики Чацкого как бы очерчивают граничу между ними и
векам минувшим, но не отжившим еще не умершим.
Александр Андреевич надеется только на себя, а не на других, рассчитывает на свои знания и возможности. Чацкий
испытывает искреннее чувство к Софье. Когда он понимает, что девушка его не любит, то решает ей не мешать, но
предпочитает узнать, кто ее избранник. С горестью он слышит, что это Молчалин. И не только сердце но и благородный ум
Чацкого не может смириться с привязанностью Софьи к Молчалину. Чацкий не понимает, как можно любить такое ничтожество:
Я странен, а не странен кто ж? Тот кто на всех глупцов похож: Молчалин например… Чацкий эмоционален, не выдержан,
искренен поэтому не защищен. Он говорит все, что думает и что считает правильным. Александр Андреевич остер, умеет
пошутить, обладает чувством юмора. Честный по натуре он не может терпеть фамусовское общество. В сонную тишину
фамусовского дома Чацкий ворвался как вихрь. В этом доме все построено на притворстве и обмане. Откровенность Чацкого,
пылкие признания кажутся странными, красноречие его считается дерзким. В обществе, где тот и славиться, чья чаще
гнулась шея независимость героя делает его опасным. Раболепие не уживается с вольностью, Чацкий
властей не признает так же, как не признает чинов и богатств отцов отечества , которые
грабительством богаты . В конце, концов он уезжает из Москвы.
Молчалин - полная противоположность Чацкому. Он безродный не имеет своего дома, денег. Цель его жизни -
дойти до степеней известных и не важно, как он получит свои титулы: благодаря уму, или связям. Молчалину
прислуживаться не тошно, а, на оборот он будет угождать всем, как завещал ему отец: Во-первых, угождать
всем людям
без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Молчалин поучает Чацкого и советует ему обратиться к Татьяне Юрьевне, которая не раз давала ему нужные советы. Для
достижения своей цели он делает вид, что влюблен в Софью, что я считаю, является самым гнусным поступком. Но девушка ему
верит. Его взгляды меняются в мгновение ока, под течением каких- либо событий, это не Фамусов с его постоянными
принципами. Будь в момент разговора перевес на стороне Чацкого, Молчалин не задумываясь, перешел бы на его сторону. Он
скромен, покладист, вежлив и никогда не перечит старшим, да и никому вообще. Его интересы ограничены тем, чтобы набить
себе желудок и шапку, нечего не делая иметь высокий пост и ездить на званные вечера и праздники. Он уважает людей не за
их ум, честность, душу, а за друзей, которые имеют высокое положение в обществе, следовательно могут быть полезны, за
то, что они богаты, имеют тепленькое местечко. Да, Молчалины и в наше время достигали и достигают многого, но почему
Чацкий не захотел стать таким же, как все? Таким!
же Молчалиным, везде хорошо принятым, обласканным высшим светом? Ведь он имел гораздо больше шансов и
возможностей успеть при дворе, но Андрей Андреевич признавал служенье делу, а не лицам. Он умел глубоко
чувствовать, любить, мыслить, мечтать! Молчалину ни одного из этих качеств не было присуще. Он обокрал сам себя, все
свои помыслы, чувства, желания, направив на достижение материального благополучия. Зная все это, Чацкий не мог, да и не
хотел стать Молчалиным.
Гончаров говорил: Комедия переживет еще много эпох и все не утратит своей жизненности. Мне кажется, что
это, действительно так. Изменилась эпоха, ушли в прошлое герои комедии, но много из того, о чем они волновались и
спорили, до сих пор волнует нас. В наше время есть и Чацкие, и Молчалины. Запросы последних настолько малы, что они
вполне удовлетворяются материальной стороной жизни. Им не доступны высокие идеалы радости Чацких, но они их и не
требуют. Это бедные люди, но они этого не осознают, никогда об этом просто не думают и по этому счастливы. Такие
Молчалины равнодушны чужой беде, ко всему, что происходит вокруг и, по этому лучше с ними не сталкиваться. Я - на
сторонеЧачкого. Понимать жизнь, как Андрей Андреевич, - это счастье, трудное счастье человека, который не может мириться
с тем гнусным, что осталось и в наши дни. Этому пониманию жизни, долга и счастья учит умная и глубоко человечная комедия
Грибоедова Горе от ума.