Чацкий и Молчалпн как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» )

XIX век. Время развития лучших традиций русской классической литературы, "золотого" её века. Период заблуждений и
открытий, мучительного поиска идей, способных объединить общество, ускорить этот процесс. В литературе это выразилось в
желании найти тот точный тип личности, который смог бы отразить противоречия и сложности века.
Открывает своеобразную галерею образов русской литературы, безусловно, Чацкий. В его образе А. Грибоедов впервые во
весь рост показал "нового" человека, воодушевленного возвышенными идеями, бунтующего против современного ему общества
в защиту чести, совести, свободы, человека, который имеет собственный взгляд на жизнь.
Главный антипод ему Молчалин. Если Чацкий - сын знатного московского дворянина, то он - человек более низкого
происхождения. Из милости "пригрет" Фамусовым, хотя, безусловно, ему нужен. Молчалин обладает многими деловыми
качествами, достаточно образован. Ум, хитрость, изворотливость, умение найти "ключ" к каждому влиятельному человеку,
абсолютная беспринципность - вот определяющие качества этого героя, качества, делающие его антигероем комедии, главным
противником Чацкого.
Александр Андреевич и секретарь Фамусова - ровесники. Более того, они оба имеют отношение к фамусовскому обществу,
оба пытаются найти свое место в жизни, оба терпят фиаско в любви. Но как резок контраст между ними! Молчалин во всем
поддерживает крепостников, традиции "века минувшего", а Чацкий с негодованием говорит о крепостном праве, которое, по
его мнению, - источник всех зол. Его приводит в ярость помещик, "знатный негодяй", который своих слуг "распродает по
одиночке". Александр Андреевич гневно выступает против тех людей, которые являются "столпами" дворянского общества:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы.
Не эти ли, грабительством богаты.
Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. "Всегда на цыпочках и не богат словами", он сумел
завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего сужденья вслух. В его лице Грибоедов создал
обобщенный образ подлеца и циника, "низкопоклонника и дельца", пока еще мелкого негодяя, который, однако, сумеет дойти
до "степеней известных". Вся лакейская "философия жизни" этого подхалима раскрывается в его знаменитом суждении"
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья...
Чацкий же, напротив, открыто высказывает свои мысли. Он стремится служить "делу, а не лицам" и прямо говорит об
этом:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Мораль Молчалина не приемлима для этого человека. Но напрасно Чацкий недооценивал своего противника. Его безмолвие
отнюдь не глупость. Не случайно Белинский писал, что "Молчалины дьявольски умен, когда дело касается его личной
выгоды". Руководствуясь своими принципами:"угождать всем без изъятья", "ведь надобно ж зависеть от других",
Молчалин пойдет далеко. Он видит в государственной службе лишь источник личных выгод. Расчетливо и холодно набирает он
силу. Уж он-то не потерпит на своем пути Чацкого - безумного мечтателя, ниспровергателя основ. Молчалин страшен именно
своей глубочайшей безнравственностью: тот, кто готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, силу,
добравшись до желанных вершин, будет не только унижать, но и уничтожать. Именно молчалины, идеал которых "и награжденья
брать, и весело пожить", дойдут до "степеней известных", станут в ближайшем будущем "столпами" общества. На них
будет опираться новая власть, ибо они послушны.
Не только в этом проявляются различия между героями. Совершенно по-разному они относятся к любви, отечеству,
окружающим их людям. Например, Молчалин ценит человека по его положению в обществе, толщине его кошелька, количеству
балов, даваемых в год. Он поклоняется всему иностранному. Александр Андреевич же возмущенно говорит о "французике из
Бордо", который, приехав в Россию, "нашел, что ласкам нет конца; Ни звука русского, ни русского лица не встретил".
Это угнетает Чацкого, он изо всех сил пытается противостоять происходящему, но не находит поддержки со стороны
окружающих.
Оба пытались добиться расположения Софьи, но один в корыстных целях, другой по истинной любви.
Испытание любовью всегда было главным испытанием в русской литературе и герои преодолели его по-разному. Потерпев
фиаско, Чацкий не смиряется с этим и, не уронив своего достоинства, уезжает. А Молчалин остается ждать, когда еще
выдастся удобный случай вновь завоевать расположение своей "возлюбленной" и получить желанную награду. Даже в такой
ситуации поведение героев сильно отличается.
Грибоедов Создал поистине бессмертную комедию, которая никогда не потеряет свою актуальность. Главная мысль автора -
"всем умным - горе от ума, а глупым - счастье от безумья". Действительно, это так. Чацкие и молчалины - типы вечные.
Они жили сто лет назад, живут среди нас, и через много лет одни будут "блаженствовать на свете", а других
действительность будет сводить с ума.