ЧАЦКИЙ И СОФЬЯ. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Как Софья Павловна у вас похорошела! А. С. Грибоедов Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» °ткрывает правдивую галерею русских национальных характеров. И, безусловно, лучшими, в художественном смысле, явдя! ются Чацкий и Софья. По силе характеров, страстности, умению отстаивать свою точку зрения они очень схожи, только вот к цели идут разнъь ми путями. Александр Андреевич Чацкий — открытая и смелая душа, оц ничего не боится, кидается в борьбу с «открытым забралом» Из-за молодости и неопытности он еще верит, что людей можно изменить, внушить им высокие идеалы, объяснив ошибки и заб-луждения. Оттого он так «мечет бисер» перед Репетиловыми и тому подобными. Его задача — «высветить» глупость и ограниченность окружающих его людей. А судьи кто? — За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима. Сужденья черпают из забытых газет... Всегда готовые к журбе, Поют все песнь одну и ту же, Не замечая об себе: Что старее, то хуже. Софья же плоть от плоти этого общества — ослепленный любовью, Чацкий еще не понял этого. Она прекрасно приспосабливается к законам, навязанным ей близкими: и уже прекрасно умеет изворачиваться, лгать и притворяться, и всегда делать по-своему, как хочется ей. Она и дальше будет поступать так же, в этом ее суть. Подумаешь, как счастье своенравно! Бывает хуже, с рук сойдет; Когда ж печальное ничто на ум нейдет... Чацкий догадывается и не хочет верить, что Софья его не любит, что есть у него счастливый соперник. Софья жестоко ошиблась, выбрав предметом обожания Мол-чалина. Сама она объясняет это «роком», но правда в том, что от скуки и безделья и Молчалин сгодился в «предмет страсти». Молчалин вам наскучил бы едва ли, Когда б сошлись короче с ним... Я не старалась, бог нас свел. Низкопоклонство, лицемерие, угодничество Молчалина Со- о фья возводит в ранг заслуг, даже достоинств. А как же иначе. Она живет в таком обществе, где каждый выживает как может. Прослывешь сумасшедшим, как Чацкий, если будешь отличаться от остальных. Невозможно быть искренним, когда тебя не т слушать. Без денег и чинов нельзя «сметь свое суждение * ь». Это норма жизни данных людей. Софья приспособилась 11 ой обстановке; вероятно, не откройся коварство Молчали- К она нашла бы способ связать свою судьбу с его. Но и в этом у когда-то открывается истина. И чем ее больше скрывали, 1 м Сокрушительнее ее действие. Чацкий не на шутку «расходился», когда понял, что его сопер- ик — Молчалин. Это больно ударило по самолюбию Александра Андреевича; он умен, но слишком пылок, чтобы сдерживать эмоции. Не образумлюсь... виноват, Я слушаю, не понимаю, Как будто все еще мне объяснить хотят. Растерян мыслями... чего-то ожидаю. Он настолько забывается, что начинает во всем винить Софью, но она-то сразу ему сказала, что не любит его, только вот Чацкий не хотел этого услышать. Теперь же он изливает свою обиду и желчь, понимая бессмысленность происходящего. Он просто «дурно ведет себя». Оскорблена его любовь, унижено его чувство. У Александра Андреевича не хватает благородства пожалеть Софью, а это необходимо. Умная девушка, с пылкой и страстной душой, полюбила ничтожного человека, да еще и труса. Теперь ей ждать нечего. Отец, конечно, примет меры. И если решит отдать ее замуж за Скалозуба, то уж не будет медлить и брать в расчет чувства дочери, что для нее Мне все равно, что за него, что в воду. Теперь уж Павел Афанасьевич не будет так «слеп» и снисходителен, он получил прекрасный урок. Комедия заставляет задуматься над перипетиями людских судеб. Ведь всякое литературное произведение — это концентрированный рассказ о действительности жизни, и когда бы ни жили люди, они страдают и радуются, плачут и смеются одинаково. Скорее в обморок, теперь оно в порядке, Важнее давишной причина есть тому, Вот, наконец, решение загадке! Вот я пожертвован кому! А милый, для кого забыт И прежний друг, и женский страх, и стыд, — За двери прячется, боится быть в ответе... Ах! как игру судьбы постичь? Людей с душой гонительница, бич! — Молчалины блаженствуют на свете!