“ПОЧЕМУ
НЕ СОСТАРИЛСЯ ДО СИХ ПОР


ГРИБОЕДОВСКИЙ
ЧАЦКИЙ, А С НИМ И ВСЯ КОМЕДИЯ?” (И.А. ГОНЧАРОВ)



(по комедии
А.С. Грибоедова “Горе от ума”)


Именем
Грибоедова открывается одна из
блистательных страниц в истории русской
литературы. По выражению В.Г. Белинского, А.С.
Грибоедов принадлежит к числу “самых
сильных проявлений русского духа”. Его
комедия “Горе от ума” заняла свое место в
ряду выдающихся произведений русской
литературы.


Комедия
написана в 20-х годах
XIX века,
после победоносной войны 1812 года, когда
русский народ нанес смертельный удар
наполеоновской армии, снискавшей в Европе
славу непобедимой. С особой остротой встало
противоречие между величайшими
возможностями простых русских людей и тем
безответным положением, в котором они
находились по воле сильных мира сего. В
стране свирепствовала аракчеевская
реакция. Честные люди того времени не могли
мириться с этим. В среде прогрессивно
настроенного дворянства назревал протест,
недовольство существующими порядками,
создавались тайные общества. И

вот
появление этих ростков протеста и воплотил
в своей комедии А.С. Грибоедов, столкнув
лицом к лицу “век нынешний и век минувший”.


Сюжетную
основу произведения составляет конфликт
молодого дворянина Чацкого с тем обществом,
выходцем из которого был он сам. События
комедии разворачиваются в одном московском
аристократическом доме в течение одного
дня. Но Грибоедов сумел раздвинуть
временные и пространственные рамки
произведения, дав полную картину жизни
дворянского общества того времени и
показав то новое, живое, передовое, что
зародилось в его недрах.


Чацкий
является представителем той части
дворянской молодежи, которая уже осознает
всю косность окружающей действительности,
все ничтожество и пустоту людей, которые
его окружают. Таких людей еще немного, еще
не под силу им борьба с существующим строем,
но они появляются — это веяние времени. Вот
почему Чацкого с полным правом можно
назвать героем своего времени. Именно такие
люди вышли на Сенатскую площадь 14 декабря
1825 года.


Чацкий —
человек незаурядного ума, смелый, честный,
искренний. В его спорах с Фамусовым, в его
критических суждениях вырисовывается
облик человека, способного трезво и
независимо мыслить, человека, который видит
пороки и противоречия своего общества и
хочет бороться с ним (пока

словом).
Особенно ярко показывает Грибоедов эти
качества, противопоставляя Чацкому низкого
подхалима и лицемера Молчалина. Этот подлый
человек, у которого нет ничего святого,
исправно выполняет завет отца “угождать
всем людям без изъятья”, даже “собаке
дворника, чтоб ласкова была”. Молчалин — “низкопоклонник
и делец”, так характеризует его Чацкий.


Фамусов —
высокопоставленный чиновник, консерватор
до мозга костей, Скалозуб — тупой солдафон
и мракобес. Вот те люди, которых встречает
Чацкий. В этих персонажах Грибоедов дал
точную оценку и яркую характеристику
дворянскому обществу того времени.


В затхлом
фамусовском мире Чацкий появляется подобно
очистительной грозе. Он во всем
противоположен типичным представителям
фамусовского общества. Если Молчалин,
Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем
благополучии, то Чацкий мечтает о
бескорыстном служении Отчизне, о том, чтобы
принести пользу народу, который он уважает
и считает “умным и добрым”. В то же время он
презирает слепое чинопочитание,
угодничество,
карьеризм.
Он “служить бы рад”, но ему “прислуживаться
тошно”. Резко критикует Чацкий это
общество, погрязшее в лицемерии, ханжестве,
разврате. С горечью говорит он:



Где,
укажите нам, отечества отцы, Которых мы
должны принять за образцы? Не эти ли,
грабительством богаты? Защиту от суда в
друзьях нашли, в родстве, Великолепные
соорудя палаты, Где разливаются в пирах и
мотовстве...



Этим людям
глубоко безразличны судьбы Родины и народа.
Об их культурном и нравственном уровне
можно судить по таким репликам Фамусова: “собрать
все книги бы да сжечь”, ибо “ученость — вот
причина”, что “безумных развелось людей, и
дел, и мнений”. Иного мнения Чацкий, он
ценит людей, которые готовы в науки вперить
“ум, алчущий познаний”; или заняться
искусством “творческим, высоким и
прекрасным”.


Чацкий
восстает против общества Фамусовых,
скалозубов, молчалиных. Но его протест еще
слишком слаб, чтобы поколебать устои этого
общества. Трагичен конфликт молодого героя
со средой, где на гонение обречены любовь,
дружба, всякое сильное чувство, всякая
живая мысль. Его объявляют сумасшедшим, от
него отворачиваются. “С кем был! Куда меня
закинула судьба! Все гонят! все клянут!.. Вон
из Москвы! сюда я больше не ездок”, —
горестно восклицает Чацкий. В комедии
Чацкий одинок, но людей, подобных ему,
становится все больше. Именно им предстояло
осуществить первый этап освободительного
движения, всколыхнуть страну, приблизить
миг, когда народ освободится от цепей
рабства, когда восторжествуют те принципы
справедливых общественных отношений,

о которых
мечтают Чацкий, сам Грибоедов, декабристы.


Чацкий, а с
ним и вся комедия, никогда не умрет. Читая
это произведение, мы понимаем, что события и
герои, которых описал Грибоедов, не
потеряли сегодня своей актуальности и как
нельзя лучше подходят к нынешнему времени.
Да, таких людей, как Чацкий, сейчас очень
мало, а Молчалиных, Фамусовых и Скалозубов
хоть пруд пруди. И эти немногие борются с “болезнью”,
поразившей сейчас нашу Россию, и они
победят, победят во что бы то ни стало,
обязательно победят
!



На мой
взгляд, еще не одно поколение будет
восторгаться, читая “Горе от ума”.