"Петербург Достоевского" (По роману Достоевского "Преступление и наказание").

Город пышный,город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелёно-бледный,
Скука, холод и гранит.


А.С.Пушкин

Петербург... Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели от Ломоносова до поэтов наших дней. "Дух неволи",отмеченный в Петербурге ещё Пуш- киным, наложил отпечаток на разочарован- ных жизнью преждевременно усталых героев Гоголя,Блока, Белого, Достоевского. Но у последнего город во всех произведениях многолик. Царственный град Петра,воплощение силы и власти, открывается мечтателю из "Белых ночей"; Раскольникову же ближе другая, вторая столица- сдавленное пространство примыкающих к сенной площади кварталов, тёмные дворы,чёрные лестницы.Герой прос- то не замечает города, он слишком погло- щён своими думами,мыслями,переживаниями. Ему знаком только такой Петербург: "...духота,толкотня,всюду извёстка,леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь, столь знакомая каждому петербуржцу." Родион живёт в коморке, "которая походи- ла более на шкаф,чем на квартиру".И,лёжа там часами, в голове рождается мысль об убийстве. Данные писателем повторяющиеся детали: "вонь","духота",как бы нагнетают обстановку в преддверии жуткой трагедии. Лишь раз, как в тумане, возникает Петер- бург перед Раскольниковым: "Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолеп- ной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина..." Здесь Петербург уже как самостоятельный персонаж,виновник разыгрывающихся драмм, враждебная людям сила.Великолепная пано- рама Исаакиевского собора и Зимнего дво- рца была нема для героя, как нема она и для живущей вблизи бедноты, потому что всё её сознание заполнено страхом перед будущим. Но город этот ещё и город ма- + ленького человека-Мармеладова,титулярно- го советника, которого мы встречаем уже "с отёкшим от постоянного пьянства жёл- тым,даже зеленоватым лицом и с припухши- ми веками". В пьянстве он пытается уто- пить реальность жизни, хотя сам чётко сознаёт пагубность этого занятия. Траге- дия Мармеладова- трагедия и окружающих его людей. Теперь о пригородах. В фанта- стическом сне Раскольникова пригород-- большой кабак,где всегда "...орали,хохо- тали,ругались,так безобразно и сипло пе- ли..." Но ведь реальность ничуть не луч- ше:Соня Мармеладова,раздавленный копыта- ми лошади Мармеладов. "Маленькие люди" описаны и Гоголем.В Пе- тербурге Гоголя есть те же "серые,жёлтые и грязно-зелёные дома" с их угрюмостью. Но описание Достоевского не так безыс- ходно: в этом мрачном городе мелькнёт хоть"один луч света". В душе героя и пи- сателя мечта о городе прекрасном,создан- ным для счастья людей. Об этом думает Раскольников, идя на убийство: "он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хо- рошо освежали воздух на всех площадях". Так входит в роман тема города и челове- ка,развитая в"Преступлении и наказании". Петербург Достоевского- среда, в которой уживаются многочисленные слои общества : ростовщики,бедняки, студенты,интеллиген- ция,богачи и аристократы. Для каждого из них город видится по-разному: кому-то празднично и весело,кому-то серо и безы- сходно. Достоевский писатель-гуманист,он протес- тует против существования зла в защиту людей.Человек и его душа,умеющая радова- ться тому, что на мгновенье "улица вдруг блеснёт",фантастика,контрасты-вот Петер- бург Достоевского. P.S. П-г- город,где рождается преступ- ление.Что в облике города способствует этому? Какие средства использует автор в создании страшной картины города- преступления?