Преступление и наказание.

Роман "Преступление и наказание" был задуман Ф.М. Достоев-ским на каторге "в тяжелую минуту грусти и саморазложения". Именно там, на каторге, писатель столкнулся с "сильными лично-стями" ,ставящими себя выше нравственных законов общества. На вопрос: можно ли уничтожать одних людей ради счастья дру-гих - автор и его герой отвечают по-разному. Раскольников счи-тает, что возможно, так как это "простая арифметика". Не может быть в мире гармонии, если прольётся хоть одна слезинка ребёнка ( ведь Родион убивает Лизавету и её неродившегося ребёнка). Но герой находится во власти автора, и потому в романе античело-веческая теория Родиона Раскольникова терпит крах. Бунт героя, лежащий в основе его теории, порожден социальным неравенством общества. Не случайно разговор с Мармеладовым стал последней каплей в чаше сомнений Раскольникова: он окон-чательно решается убить старуху-процентщицу. Деньги - спасе-ние для обездоленных людей, считает Раскольников. Судьба Мармеладова опровергает эти убеждения. Беднягу не спасают даже деньги его дочери, он раздавлен морально и уже не может подняться со дна жизни. Установление социальной справедливости насильственным путём Раскольников объясняет как "кровь по совести". Писатель дальше развивает эту теорию, и на страницах романа появляются герои - "двойники" Раскольникова. "Мы одного поля ягоды" ,- говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сходство. Свидригайлов и Лужин исчерпали идею отказа от "принципов" и "идеалов" до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду - всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые рассуждения Лу-жина Родион отвечает: "Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать". Раскольников считает, что преступать закон могут только "на-стоящие люди" , так как они действуют на благо человечеству. Но Достоевский со страниц романа провозглашает: любое убий-ство недопустимо. Эти идеи выражает Разумихин, приводя про-стые и убедительные аргументы, что преступлению противится человеческая натура. К чему же в результате приходит Раскольников, считая себя вправе уничтожать "ненужных" людей для блага униженных и оскорблённых? Он сам поднимается над людьми, становясь чело-веком "необыкновенным". Поэтому Раскольников делит людей на "избранных" и "тварей дрожащих". И Достоевский, снимая с наполеоновского пьедестала своего героя, говорит нам, что не счастье людей волнует Раскольникова, а его занимает вопрос: "... вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею..." Родион мечтает властвовать людьми, так проявляется суть героя-индивидуалиста. Опровергая жизненные цели своего героя, проповедуя христиан-ские принципы, Достоевский вводит в роман образ Сони. Писа-тель видит "величайшее счастье" в уничтожении своего "я" , в безраздельном служении людям - эту "правду" Ф.М. воплотил в Соне. Противопоставляя эти образы, Достоевский сталкивает ре-волюционное атеистическое бунтарство Раскольникова с христи-анским смирением, любовью к людям и Богу Сонечки. Всепро-щающая любовь Сони, её вера убеждают Родиона "страдание принять" . Он признаётся в преступлении, но только на каторге, постигая евангельские истины, приходит к раскаянию. Соня воз-вращает Р-ва к людям, от которых он был отдалён совершённым преступлением. "Их воскресила любовь..." Разрушив "стройную" теорию Р-ва, его "простую арифметику" , Достоевский предостерёг человечество от опасности революци-онных бунтов, провозгласил идею ценности любой человеческой личности. Писатель считал, что "есть один закон - закон нравст-венный".