Не убий.

Шестая заповедь

Федор Михайлович Достоевский вошел в классическую литературу как гениальный художник-гуманист, тонкий психолог. Его произведения не отличаются замысловатостью действия или хитросплетениями интриг, автор не уделяет этому большого внимания.
Главное для Достоевского — показать внутренний мир героев, открыть перед читателями тайны чужих мыслей, поэтому писателя не интересуют уравновешенные личности, в душе которых не происходит волнений, борьбы добра со злом.
Каждое новое произведение Достоевского является честным и обстоятельным ответом на вопрос, заданный самой эпохой: что есть истина? Где искать добро?
Роман “Преступление и наказание” Достоевский создавал ради всестороннего исследования вопроса: возможно ли “разрешение крови по совести”? Человеком, решающим эту проблему, становится главный герой романа — Родион Раскольников. Вот каким предстает нам герой на первых же страницах романа: “Он был задавленным бедностью... до того худо одет, что иной, даже привычный человек посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу”. Именно такой человек, загнанный в угол, способен на любое преступление. Жизнь среди жестоких людей в бездушном городе делает из доброго и отзывчивого юноши безмолвного созерцателя. Но нет-нет да и проявятся лучшие стороны души Раскольникова. Так он пожалел пьяную девочку, бродившую по улицам Петербурга, принял участие в ее судьбе, но вскоре вспомнил о себе, о своих бедах. Более он не стремился помочь той несчастной, даже пожалел о потраченных на нее времени и деньгах. Но все же Раскольников не законченный самовлюбленный эгоист, способный на любые подлости ради собственного процветания. Бедность, безысходность и неверие в Бога не смогли бы побудить его на преступление, не будь у героя своей “теории”. Согласно ей люди делятся на два лагеря: “материал” и “творцов”. Следуя этой мысли, Раскольников отнес себя к лагерю людей, которым позволено ради “угнетенного человечества” разрешить себе убийство. Но теория — ничто без практики. Появилась и подходящая жертва — старуха-процентщица — никчемный человек. Деньги, взятые у нее, Раскольников предполагал раздать обездоленным, избавив их от нищеты. Сбылись ли мечты героя? Деньги ростовщицы так и не попали в руки нуждающихся, как не принесли они пользы и самому преступнику.
Убийство коренным образом изменило Раскольникова. Он становится все более отчужденным, отдаляясь от окружающего мира. Это делается инстинктивно, герой пока не считает себя недостойным общества, где есть люди, виновные более него. Но с каждым днем в Родионе Романовиче происходят все новые и новые изменения. Потеряв связь с внешним миром, он уходит в себя, начинает анализировать каждый поступок, все ближе и ближе продвигаясь к разгадке мучающего его вопроса: “А вправе ли я был это делать?” С этих пор уже более ничего не может отвлечь Раскольникова от страшных мыслей. Теперь он живет как во сне, не заботясь о том, что делает его тело. Отсюда бессмысленные и бесцельные блуждания по городу. Даже родные не могут привести его в прежнее состояние. Но у человека есть предел чувств и сил, за который он не может перешагнуть. Душа Раскольникова не справляется с поставленными перед ней вопросами, а их становится все больше и больше. Нервное напряжение перерастает в болезнь, но и в бредовом состоянии тревожные мысли продолжают преследовать героя. Раскольников будто боится испачкать окружающих своим преступлением. В этот момент он встречает Соню Мармеладову, такую же “отверженную”, как и он. Вот тот человек, с которым он может общаться на равных. Беседы с Соней заставляют героя сомневаться в своей эгоистической позиции — недаром ему так хочется получить утвердительный ответ на тревожащий вопрос: можно ли жить, не обращая внимания на гибель других. Только в разговорах с этой девушкой герой искренен, но из-за этого он заставляет ее страдать, пытаясь возбудить ненависть Сони к себе.
Не успокаивается совесть Раскольникова и после признания Соне. Он понимает, что теперь никакое покаяние не сможет избавить его от жестоких угрызений совести. В этот роковой момент и произносит он слова, являющиеся, по моему мнению, ответом на основной вопрос романа. Герой признает, что, совершив преступление, он убил себя, а не старуху.
Раскольников получает опровержение своей “теории”, но какой ценой! Жизни у него теперь нет, есть вечное страдание, которое он не в силах прекратить. Бороться за право Родиона Романовича на счастье начинает Соня. Ее непоколебимая вера в Бога, в народную правду заставляет Раскольникова поверить в это. Но, по мнению Достоевского, нет прощения без покаяния. Оно является своеобразным испытанием на пути к иной, чистой жизни. К признанию в убийстве Раскольникова подтолкнуло и самоубийство Свидригайлова. Видимо, даже этот циник, погубивший немало человеческих жизней, не смог примириться со своей совестью. Само провидение показывает Родиону Романовичу наказание за страшные грехи. Вылечить душу героя смогла только самоотверженная любовь Сони. Благодаря ей, он перерождается в нового человека...
После того, как я прочла роман “Преступление и наказание”, на душе у меня осталось тяжелое чувство.
Автор так образно и наглядно нарисовал картину происходящего, что кажется, будто не Родион Раскольников, а уже ты сам испытываешь всю гамму чувств, описанную классиком.
Жаль, что многие люди не руководствуются этим романом-притчей. Преступившие закон почему-то убеждены, что они существа уникальные и им не выпадет то, что суждено остальным. Достоевский своим произведением давно доказал неправоту таких мыслей. Но все же многим приятно тешиться своей неповторимостью.
Человек — не обособленный, оторванный от других остров. Нам необходимо общение и, чтобы войти в полную гармонию с окружающими, надо возлюбить их. Благодаря Достоевскому, я поняла это.