Тему жертвенной христианской любви к людям в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» автор раскрывает на примере центрального женского образа Сони Мармеладовой, чья судьба вызывает у читателя неизменное сочувствие и восхищение. Чем больше раскрывается характер Сони, тем более читатель задумывается о нравственных ценностях и христианской морали.

Соня склоняется перед великим смыслом бытия, пусть не всегда доступным ее разуму, но всегда ощущаемым ею. Соня отвергает как заблуждение претензию раскольниковского ума на личный суд, карающий не ради «очеловечивания» бесчеловечного мира, а ради собственного самоутверждения. «Это человек-то вошь?» - почти со страхом восклицает Соня. И если Раскольникову в его самоутверждении нужно преодолеть действительную преграду – человеческую личность, то для Сони – в ее самоотдаче, в ее служении людям – нет границ, нет преград для проявления своей личности. Своим состраданием Соня вносит свет, восстанавливает души, поддерживает падших на самой грани их окончательного падения. Она спасает Раскольникова. Но и сам он шел навстречу этому спасению, он наказан и спасен своей собственной пробудившейся человечностью, своим состраданием и любовью. Именно Соня спасает главного героя от «своеволия», но ведь и раскольников поднимает Соню, наполняет ее душу мужеством. Можно сказать, что в лице Сони Раскольников встретил человека, который пробуждается со временем в нем самом и которого он преследует еще как слабую и беспомощную «дрожащую тварь». Христиански-сострадательная любовь Сони зовет героя поделить с нею страдания, вызванные совершенным преступлением.

Путь к духовному обновлению героя – это путь признания народной веры, христианского взгляда на жизнь, сострадания, которое исповедует Соня. В своем бунте герой преступен перед законами человечности, которые живы в народе в виде основ христианской нравственности. Суд Сони – это суд любовью, состраданием и человеческой чуткостью – тем высшим светом, который удерживает человечность даже во тьме бытия униженных и оскорбленных людей. С сострадательным образом Сонечки Мармеладовой связана вера в то, что мир спасет братское единение между людьми.

Так, судьба полностью опровергает взгляд Раскольникова-теоретика на окружающую жизнь. Перед нами отнюдь не «тварь дрожащая» и не смирившаяся со своим положением жертва обстоятельств. В условиях, казалось бы совершенно исключающих добро и человечность, героиня находит свет и выход, достойный нравственного существа человека и не имеющий ничего общего с бунтом Раскольникова. Самоотверженность Сони далека от смирения, она имеет социально-активный характер, она вся направлена на спасение погибающих.

В лице Сони Достоевский изображает народный, демократический вариант религиозного мироощущения, близко к сердцу принимающий христианский афоризм: «Вера без дела мертва есть».

Соня Мармеладова является подлинным носителем веры в романе Достоевского. Она так же, как и Раскольников, преступна, но в ином смысле. У нее свое понятие правды, свои взгляды на мир. В романе противопоставлены две правды: теория Раскольникова, неосвещенная любовью к человеку, и жизнь Сони по нормам человечности и человеколюбия. Сохранить в позоре и унижении чистую душу помогла Соне христианская религия. Только вера в Бога дает ей силы. По мысли Достоевского, христианская религия, вера в Бога – основа народной жизни, а нравственная суть народной жизни в смирении, в способности к страданию и состраданию. Достоевский предлагает нести крест страдания за грехи чужие и свои. Образом Сони автор выражает мысль о необходимости сострадания по отношению к человеку. Соня все свои надежды связывает с Богом, уповая на его защиту и надеясь на чудо. Достоевский отвергает насилие, сталкивая две точки зрения на то, как жить и что делать в мире, в котором торжествует зло: смириться и ждать чуда или объявить злу войну.

Своим романом автор утверждает сострадание, доброту, справедливость и призывает к смирению и всепрощению. Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал в ее лице антипод Раскольникову и его теории. Жизненная позиция милосердия и христианской жертвенной любви отражает мировоззрение самого писателя, его веру в добро и смирение, а также всепрощающую и спасительную любовь к человеку.