Блок 2

«О Русь, взмахни крылами!..» (По лирике С.Есенина.)

Сергей Александрович Есенин вошел в литературу как выдающийся поэт – лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями «золотого» века и испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века «серебряного», стало знаменательной вехой в истории русской поэзии.
Поэтический мир раннего Есенина (1910-1913) – явление достаточно сложное и многообразное. Более 60 стихотворений и поэм, созданных в этот период («Береза», «Ночь», «Звезды», «Весенний сад»), свидетельствуют о ярко выраженной любви поэта ко всему многоцветному и многоголосому миру, окружающему его. Родина, природа, поэтический мир лирического героя, становятся основными объектами изображения в ранней лирике Есенина.
Главная тема поэзии Есенина – тема родины. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве», - писал поэт. Образ Руси в дореволюционной лирике многолик и противоречив.
Родина – это прекрасная «голубая» Русь, поэтическая страна, затерявшаяся в степных просторах, отражающаяся в глубине синих озер, пропитанная ароматами полевых трав и цветов, про которую поэт скажет: «Люблю до радости и боли...».
Родина – это нищая, многострадальная Россия, «черная, потом пропахшая выть», заброшенный край, «пустырь».
Родина – это и смиренная крестьянская страна, где «мирные пахари» и «добрые молодцы» готовы к любым испытаниям «без печали, без жалоб и слез».
Родина – это Русь молитвенная, «покойный уголок», где благодатный райский дух, где «хаты – в ризах образа», «по церквям твой кроткий спас», где березы – «большие свечки», ели – «монашки», а ветер – «схимник». Лирический герой – богомолец, пастух («Я пастух, мои палаты...») или «странник убогий», славящий Господа. Кроткий, как сама природа, он воспринимает мир как Божью благодать.
Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, ибо все в ней о России. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. В стихотворении 1914 года «Гой ты, Русь, моя родная...» Есенин утверждает:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»
Но и спустя 10 лет в «Руси советской» он стоит на своем:
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь»
Кровная связь с землей, его породившей, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками – «изумительными в своей красоте». Второе немаловажное условие состояло в способности увидеть необычное в окружающем его мире обыденной крестьянской жизни. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение «В хате»). А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Ключевые образы – звон и сон (дрема, туман, дымка). Есенинская Россия – небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов «на туманном берегу»:
Молочный дым качает ветром села,
Но ветра нет, есть только легкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей веселой,
Вцепивши руки в желтый крутосклон.
Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, - это лишь поэтический миф. Примечателен тот факт, что есенинская Русь – родная сестра блоковской России. У обоих поэтов рядом с «Россией – тайной», «светлой женой» – другая – «гугнивая матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная:
Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса...
Но все же вопреки всему через лирику идет чистая, нескрываемая, светлая любовь: « Тебе одной плету венок, цветами сыплю стежку серую» и «...не любить тебя, не верить – я научиться не могу».
Творчество С. Есенина, своеобразно отразившее существенные стороны жизни, быта, национального духа России, является памятником своей эпохи.