Тема любви в произведениях А.И Куприна.
Любовь…Когда-нибудь это чувство приходит к каждому. Наверное , нет такого человека , который бы никогда не любил . Не любил мать или от-
ца , женщину или мужчину , своего ребёнка или друга . Любовь способна
воскрешать , делать людей более добрыми , душевными и гуманными . Без
любви не было бы жизни , ибо сама жизнь есть любовь. Именно это все-
поглощающее чувство вдохновляло А.С.Пушкина , М.Ю.Лермонтова ,
Л.Н. Толстого , А.А. Блока , и вообще , всех великих писателей и поэтов .
Лёгкий взмах гусиного пера и на листках появлялись такие замечательные
стихи и произведения , как «Я вас любил …» , «Анна Каренина» , «Они лю-
били друг друга так долго и нежно …» .
20 век подарил нам А . И. Куприна – писателя , в творчестве которого те-
ма любви занимала одно из самых важнейших мест . Я особо восхища-
юсь этим человеком – открытым , мужественным , прямодушным , благород-
ным . Большинство рассказов Куприна – гимн чистой, идеальной , возвы-
шенной любви , о которой он писал на протяжении всей своей жизни .
Писатель остро чувствововал потребность в «героических сюжетах» , в са-моотверженных , самокритичных героях .В результате под пером Александра
Ивановича родились замечательнейшие произведения: «Гранатовый браслет» ,
«Олеся» , «Суламифь» и многие другие .
Рассказ «Олеся» был написан в 1898 году и вошёл в цикл полесских произведений . Помимо темы любви А.И Куприн затрагивает в рассказе не
менее важную тему взаимодействия цивилизованного и природного миров .
С самых первых страниц произведения мы попадаем в глухую деревуш-
ку Волынской губернии , на окраину Полесья . Именно сюда судьба забро-
сила Ивана Тимофеевича – грамотного , интеллигентного человека . Из его уст мы узнаём о диких нравах перебродских крестьян . Эти люди безгра-
мотны , неотёсаны , необщительны . По всему видно , что они ещё не полнос-
тью избавились от привычек польского крепостничества .
Иван Тимофеевич страшно скучает в этом месте , где нескем поговорить ,
где совершенно нечем заняться . Вот почему так сильно взволновал его
рассказ Ярмолы о старой ведьме . Молодой человек жаждет приключений ,
он хочет хотя бы на некоторое время отвлечься от повседневной рутины
деревенской жизни .
Во время очередной охоты Иван Тимофеевич неожиданно натыкается на
старую избушку , где и происходит его первая встреча с Олесей – внучкой
местной колдуньи Мануйлихи . Олеся завораживает своей красотой . Не кра-
сотой светской дамы , а красотой дикой лани , живущей на лоне природы .
Но не только внешность этой девушки привлекает Ивана Тимофеевича .Мо-
лодой человек восхищён самоуверенностью , гордостью , дерзостью ,с кото-
рой держит себя Олеся . Именно поэтому он решается на повторный визит
к Мануйлихе . Сама Олеся тоже заинтересована нежданным гостем . Вы-
росшая в лесу , она мало общалась с людьми , привыкла относиться к ним
с большой осторожностью .Но Иван Тимофеевич подкупает девушку своей
непринуждённостью , добротой , интеллигентностью . Олеся очень рада , ког-
да молодой гость приходит навестить её снова . Именно она ,гадая по руке,
характеризует нам главного героя как человека «хотя и доброго , но только
слабого” ,признаётся , что доброта его “ не сердечная”. Сердце у него “хо-
лодное , ленивое” , и тем , кто “будут его любить” , принесёт он , хотя и не-
вольно , “много зла”.Таким образом , со слов юной гадалки , молодой чело-
век предстаёт перед нами как эгоист , неспособный к глубоким душевным переживаниям . Но несмотря ни на что , Олеся и Иван Тимофеевич влюбляются друг в друга и полностью отдаются этому чувству .
Любовь Олеси делает явной её чуткую деликатность , особенный врож-
дённыё ум , наблюдательность и такт , её инстинктивные знания тайн жиз-
ни . Кроме того , её любовь открывает огромную силу страсти и самоот-
вержения , обнаруживает в ней великий человеческий талант понимания и
великодушия . Олеся готова отказаться от своего чувства , стерпеть страда-
ния и муки ради своего любимого и единственного . На фоне всех людей ,
окружающих главную героиню , её фигура выглядит возвышенно и делает
блеклыми окружающих . Образы полесских крестьян становятся тусклыми ,
духовно порабощёнными , злобными ,безрассудно жестокими . В них нет ни
широты ума , ни щедрости сердца .А Олеся готова на всё ради своей люб-
ви : пойти в церковь , вытерпеть издёвки местных жителей , найти в себе
силы уйти , оставив после себя лишь нитку дешёвых красных бус ,как сим-
вол вечной любви и преданности .Для Куприна образ Олеси является иде-
алом возвышенной , исключительной личности .Эта девушка – открытая , са-
моотверженная , глубокая натура , смысл её жизни составляет любовь . Она
поднимает её над уровнем обычных людей , она дарит ей счастье , но она
же делает Олесю беззащитной и ведёт к гибели .
Проигрывает от соседства с Олесей и фигура Ивана Тимофеевича . Его
любовь обыкновенна , порой даже похожа на увлечение .Молодой человек в
глубине души понимает , что его возлюбленная никогда не сможет жить вне природы . Он не представляет Олесю в светском платье и всё же пред-
лагает ей свою руку и сердце , подразумевая , что она будет жить с ним в
городе . Иван Тимофеевич даже не допускает мысли о том ,чтобы ради сво-
ей любви отказаться от положения в обществе и остаться жить вместе с
Олесей в лесу . Он полностью смиряется с тем , что произошло и не соби-
рается бороться за свою любовь , бросать вызов сложившейся ситуации .Я
считаю , что если бы Иван Тимофеевич по-настоящему любил Олесю , то он
обязательно бы разыскал её , попытался бы изменить свою жизнь , но он , к
сожалению , так и не понял ,какая любовь прошла мимо него .
Тема взаимной и счастливой любви затрагивается А . И . Куприным и в рассказе “Суламифь” . Любовь царя Соломона и бедной девушки Суламифь с виноградника крепка как смерть , а сами любящие выше царей и цариц .
Но писатель убивает девушку , оставляя Соломона одного , потому что , по
мнению Куприна , любовь-это миг , который освещает духовную ценность
человеческой личности , пробуждает в ней всё самое лучшее .
В одном из известнейших произведений писателя “Гранатовый браслет” звучит тема безответной любви как великого дара ,который преображает человеческую ду-
шу . Княгиня Вера Шеина была строгой , независимой , любезной и “царственно
спокойной “ женщиной , любившей своего мужа . Но идиллия в доме была разру-
шена после появления подарка с письмом от “Г.С.Ж” . Вместе с посланием в дом
князей Шеиных вошла бесксрыстная , самоотверженная , не ждущая награды лю-
бовь:любовь-тайна , любовь – трагедия .Весь смысл жизни Желткова – отправителя послания , был в том , чтобы любить Веру Николаевну , не требуя за это ничего
взамен , восхвалять свою возлюбленную от чистого сердца , произнося слова : “Да
святится имя твоё “.Неясная тревога княгини Веры после получения подарка от
Желткова переросла в горечь утраты чего-то высокого и прекрасного при послед
ней последней встрече с уже мёртвым обажателем : “В эту секунду она поняла ,
что та любовь , о которой мечтает каждая женщина , прошла мимо неё” . И Вера Николаевна плакала , слушая Вторую сонату Бетховена , зная , что любила . Люби-
ла всего лишь одно мгновение ,но навеки .
В своих рассказах А .И . Куприн показал нам искреннюю , преданную ,бескорыст-
ную любовь .Любовь , о которой мечтает каждый человек .Любовь , во имя которой
можно пожертвовать чем угодно ,даже жизнью . Любовь , которая переживёт тыся-
челетия , одолеет зло , сделает мир прекрасным , а людей добрыми и счастливыми .