Сюжет и композиция романа "Герой нашего времени".

В 1838 году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над "Геро-ем нашего времени", опираясь на свои кавказские впечатления. В про-цессе создания произведения "Бэла" и "Тамань" были опубликованы в виде отдельных повестей. При публикации "Фаталиста" в "Отечест-венных записках" редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать "собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных". Завершился анонс многообещаю-щими были опубликованы в виде отдельных повестей. При публика-ции "Фаталиста" в "Отечественных записках" редакция поместила из-вещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать "со-брание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных". Завершился анонс многообещающими словами: "Это будет новый, прекрасный по-дарок русской литературе". Итак, читатели ждали сборник повестей и автор изначально, видимо, не задумывал своё произведение как цело-стное и связное повествование. В 1840 году роман "Герой нашего вре-мени" увидел свет. Повести, вошедшие в него, имели сплошную ком-позиционную структуру. Психологическая сложность центрального образа определила ком-позиционное строение произведения. Лермонтов постепенно знакомит читателя со своим героем, всё глубже раскрывая перед нами душу Пе-чорина, всё сильнее нас заинтересовывая. Композиция кроме сюжета вбирает в себя и другие составляющие произведения. Важным моментом в раскрытии композиции "Героя на-шего времени" является и то, кто рассказывает о происходящем. Смена рассказчика позволяет Лермонтову более глубоко и всеобъемлюще раскрыть внутренний мир героя. Мы знакомимся с Печориным в "Бэле". Рассказывает о герое Мак-сим Максимыч - штабс-капитан, прослуживший с ним год на Кавказе. Максим Максимыч человек добрый, но понять Печорина он не в со-стоянии. Единственное, что он может сказать о нём, это: "славный ма-лый", "но с большими странностями". Максим Максимыч и Печорин чужды друг другу. Перед нами люди разных эпох, разного мироощу-щения. Максим Максимыч - старый служака, беспрекословно выпол-няющий любые приказы начальства, не умеющий и не желающий рас-суждать. Иное дело Печорин. В "Бэле" он скрытен, потому непонятен штабс-капитану. Печорин напоминает романтического героя. История его трагической любви, разочарованность, тоска поражают добродуш-ного Максима Максимыча, но разгадать душу своего подчинённого он не может. Читатель заинтересован, но делать выводы о характере героя ещё рано. Автор передаёт право рассказать о Печорине проезжему офице-ру, от лица которого ведётся повествование романа. Это человек, явно понимающий Печорина, они люди одного поколения, люди одного круга. Мы вполне доверяем его суждениям и потому внимательно вчи-тываемся в его слова. Перед нами предстаёт психологический портрет героя. Подробно описывая внешность, повествователь пытается понять характер Печо-рина. Особое внимание рассказчик уделяет глазам: "Они не смеялись, когда он смеялся!.." Он хочет узнать, что скрывают они, и потому с радостью берёт у Максима Максимыча записки Печорина. Ореол таинственности не исчезает, хотя мы уже многое узнали о герое. Автор предоставляет самому Печорину рассказать о себе. Роман продолжает "Журнал Печорина", его предваряет предисловие повест-вователя. Здесь мы читаем важные слова: "Может быть, некоторые чи-татели захотят узнать моё мнение о характере Печорина? Мой ответ - заглавие этой книги". Итак, Печорин - герой своего времени, личность типичная, лицо эпохи. Однако глубоко понять его поможет только ис-поведь самого героя. "Журнал Печорина" - это своего рода "роман в романе". "Та-мань", "Княжна Мери", "Фаталист" - "история души человеческой, следствие наблюдений ума зрелого над самим собою". Исповедальный характер дневниковых записей роднит роман Лермонтова с его лири-кой. Жажда жизни, поиск истинных ценностей, смысла человеческого существования порой приобретает в личности Печорина жёсткие и жестокие формы. Разочарованность, скука, страдание - спутники его жизни и жизни людей, связавших с ним свою судьбу. Заключительная глава "Фаталист" на первый взгляд кажется лиш-ней, выпадающей из закономерного развития романа. Но на самом деле в "Фаталисте" заключена важнейшая мысль повествования, к ней по-степенно вёл нас автор. Печорин переходит от самооценки к размыш-лению о своём поколении. Каковы же его мысли? Здесь Лермонтов го-ворит о том, о чём кричал он в "Думе", что не давало ему покоя всю жизнь, - о горькой судьбе своего поколения: "... мы... жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха... мы не способны более к великим жертвам ни для блага чело-вечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомне-нию..." "Фаталист" возвращает нас в крепость, где произошла трагедия с Бэлой. Круг замкнулся. "Кольцевая" композиция подчёркивает обре-чённость героя. Печорин пытается решить самый сложный вопрос: на-сколько человек волен распоряжаться своей судьбой. "И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?" Таким образом, в романе рассматриваются социальные, нравст-венные и философские проблемы. Психологически точно даётся карти-на взаимоотношений общества и личности.