Во семье родилась она купеческой,
Прозывается Аленой Дмитревной.
М. Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт яркий и самобытный, он создал целую галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, прочитав о которых надолго запоминаешь и стараешься в чем-то подражать им. Такими героями являются персонажи моего любимого произведения М. Ю, Лермонтова “Песня про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.
Сильный, страстный и неукротимый Кирибеевич; мужественный и гордый купец Калашников; верная и любящая Алена Дмитревна. “Песня” написана в традициях народной поэзии. Лермонтов не пародирует фольклор, его произведение почти соткано из народных традиций, дышит и вдохновлено ими.

Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.


Атмосфера пира воссоздана автором почти с документальной точностью. Подозрительный и грозный царь всюду ищет крамолу да измену, а веселясь, хочет видеть только радостные и счастливые лица вокруг. Почему же кручинится верный слуга Кирибеевич? Влюблен? Так это поправимое дело.

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Обманул тебя твой лукавый раб.
Не поведал тебе, что красавица
В церкви божией перевенчана...

По закону нашему христианскому.”


Не будь Кирибеевич царев слуга, разве посмел бы он оскорбить замужнюю женщину, да не крепостную, а купеческого рода! Лермонтов видит в поступке опричника прямую связь с царским покровительством “своему войску”. Не будь такой опеки, попридержал бы себя Кирибеевич. Я же вижу главную причину в молодости и безрассудности опричника. Он влюблен, молод, поэтому мало раздумывает над последствием своего поступка.

“И он стал меня целовать-ласкать
И, целуя, все приговаривал:
“Отвечай мне, чего тебе надобно,
Милая моя, драгоценная...” —


жалуется Алена Дмитревна мужу, прося у него, единственного ее защитника, помощи.

Ты не дай меня, свою верную жену,
Злым охульникам в поругание!


Удалой купец Калашников выходит на кулачный бой не силушкой похвастаться, а отстоять честь и достоинство семьи.

Уж как завтра будет кулачный бой
На Москве-реке при самом царе,
И я выйду тогда на опричника,
Буду насмерть биться из последних сил.


Сознание правоты дела, за которое он вышел биться, придает силы Степану Парамоновичу. Кирибеевич же еще до начала боя проиграл. Он кругом виноват перед купцом, и это чувство вины мешает лихому бойцу.

“А зовут, меня Степаном Калашниковым...”
И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег;
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз.
На раскрытых устах слово замерло.


Не закоренел еще Кирибеевич в злодействе, еще стыд способен испытывать перед честными и открытыми людьми, поэтому и гибнет, что не прав и виноват перед Калашниковым.
Царь же, оправдывая прозвище “грозный”, отблагодарил Степана Парамоновича.

И казнили Степана Калашникова
Смертью лютую, позорную;
И головушка бесталанная
Во крови на плаху покатилася.


В “Песне” меня привлекают не только характеры, правдиво воссозданные автором, но и весь строй произведения: язык, ритмичность, особый звуковой ряд. Я люблю перечитывать ее, поражаюсь гениальности Лермонтова, его литературному чутью.

Гей вы, ребята удалые,
Гусляры молодые,
Голоса заливные!
Красно начали
красно кончайте.