ПРИРОДА В
ЛИРИКЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА



Не то, что
мните вы, природа,


Не слепок,
не бездумный лик —


В ней есть
душа, в ней есть свобода,


В ней есть
любовь, в ней есть язык.



Ф. Тютчев



Лирика —
один из основных литературных родов,
предмет отображения которого — внутренний
мир, собственное “я” поэта. В лирике любое
явление и событие жизни, способные
воздействовать на
духовный
мир человека, воспроизводятся в форме
непосредственного переживания поэта,
определенного состояния его характера.
Этому роду литературы доступна вся полнота
выражения сложнейших проблем бытия. С
обращения к лирике начался творческий путь
Лермонтова. Он создавал лирические
произведения во все периоды своей короткой
жизни. Однако лирика Лермонтова не
оставалась неизменной: она непрерывно
пополнялась новым содержанием и
совершенствовалась в художественном
отношении.


Природа в
творчестве Лермонтова всегда была символом
свободы. В своих стихотворениях и поэмах он
воспевал природу Кавказа. То были
романтические зарисовки, поражавшие
читателя необычными красками. Лермонтов
делится с нами своими мыслями, рассказывает
о своих радостях и печалях, восторгах и
скорби, вызванных теми или иными событиями
личной или общественной жизни.


В лирике
Лермонтова звучит постоянное обращение к
природе, помогающее раскрыть единство
душевного мира лирического героя и мира
природы. Лирический герой поэта в своем
одиночестве тянется к природе, умеет видеть
ее красоту. Природа словно подчеркивает
одиночество лирического героя. Одиноко
растет “на севере диком

сосна, мечтая о далекой пальме; одиноким
остается утес-великан в стихотворении “Утес”.


В раннем
стихотворении “Осень” чуть ли не
ученически воспроизведены основные детали
пейзажа: тут и пожелтевшие листья, и мрачная
зелень елей, и туман, сквозь который
проглядывает тусклый месяц, и воспоминание
о летнем многоцветье, и сожаление об
ушедшей весне с ее радостями. В сущности это
описание того чувства утраты, которое
охватывает человека поздней осенью при
созерцании увядающей природы. Но здесь
описание природы и само чувство грусти
переданы приблизительно, без указания
конкретных примет эпохи или без связи с
особенными событиями в жизни лирического
героя.


По мере
того как мужал Лермонтов, содержание
лирических произведений о природе
обогащалось. В них начинают появляться не
только элегические или патриотические, но и
откровенно политические мотивы, а также
философские раздумья о важнейших проблемах.
Так, в небольшой зарисовке “Когда
волнуется желтеющая нива...” поэт выразил
целую концепцию бытия.


Когда
волнуется желтеющая нива,


И свежий
лес шумит при звуке ветерка,


И прячется
в саду малиновая слива


Под тенью
сладостной зеленого листка.


Пейзаж
словно бы заслонил всевозможные житейские
дрязги, влил в душу успокоение и вызвал
уверенность. Жизнь природы представляется
гармоничной, и это помогает преодолеть
противоречия духовной жизни человека.
Природа познается поэтом как источник
прекрасного, разлитого повсюду вокруг нас,
и как воплощение целесообразного.


Но разве
человек не дитя природы? И почему
человеческое общество должно выпадать из-под
власти всеобщих законов бытия?


Так
созерцание природы помогает поэту уяснить,
что высшая целесообразность и красота
должны восторжествовать и в человеческом
обществе. Ведь не для одних же страданий
родился человек? Иначе зачем природа или
Творец наделили его чувством
справедливости, стремлением к правде и
жаждой счастья? Желтеющая нива, лес, порыв
ветра, ландыш серебристый — все это не
разрозненные и тем более не изолированные
явления. Это грани цельного бытия.


Лермонтов
умел одухотворять, оживлять природу: утес,
тучи, дубовый листок, пальма, сосна, дружные
волны наделены у него человеческими
страстями, им ведомы и радость встреч, и
горечь разлук, и неутолимая грусть.


К 1841 году
лирика Лермонтова достигла высшего
расцвета. В последний год жизни поэт создал
ряд произведений удивительного мастерства.
Среди них особое место занимают “Родина”,
“Прощай, немытая Россия”, “Выхожу один я
на дорогу”. Природа здесь символизирует
образ Родины. В стихотворении “Выхожу один
я
на
дорогу” пейзаж занимает всего пять строк
из двадцати. Причем это очень необычный
пейзаж, имеющий символическое значение. Вся
картина жизни лирического героя
представлена на космическом фоне и оттого
приобретает вид сложного образа-символа,
напоминающего о мучительно сложных
вопросах, над решением которых бились
современники Лермонтова:


Выхожу один
я на дорогу;


Сквозь
туман кремнистый путь блестит;


Ночь тиха.
Пустыня внемлет Богу,


И звезда с
звездою говорит.



Что такое “кремнистый
путь в пустыне”? Кремень напоминает о крови,
о ранах, страданиях. Кремнистый путь —
образное воплощение судьбы поэта,
пытавшегося найти отклик у современников,
но оставшегося безответным, осознавшего
полнейшее оди
ночество
в пустыне безлюдья. Но отчуждения и
непонимания не должно быть! Ведь во
вселенной все связано друг с другом. Даже
звезда с звездою говорит.


Как всякий
настоящий, а тем более великий поэт,
Лермонтов исповедовался в поэзии, и,
перелистывая томики его сочинений, мы можем
прочесть историю его души и понять его как
поэта и как человека.


Белинский
писал о Лермонтове: “...уже недалеко то
время, когда имя его в литературе сделается
народным именем, и гармонические звуки его
поэзии будут услышаны в повседневном
разговоре толпы, между толками ее о
житейских заботах”. Сегодня мы можем
сказать, что это время наступило.