Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Дума" (восприятие, истолкование, оценка).

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ: СТИХОТВОРЕНИЕ "ДУМА" Стихотворение было опубликовано в январском номере "Отечественных записок" за 1839 год. Его основная мысль - размышления о судьбах поколения. Время написания стихотворения - одно из наиболее мрачных в истории России. После поражения декабристского восстания становится невозможной практически любая творческая деятельность. В связи с этим в люди боятся репрессий, замыкаются, стараются уйти от жизни в мир дум. Это стихотворение Лермонтова не взгляд на поколение со стороны, а откровение человека, принадлежащего поколению: "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...", "Я знал одной лишь думы власть - одну, но пламенную страсть..." и т. д. Поскольку поколение лишено возможности действовать,...под бременем познанья и сомненья В бездействии состарится оно. Стихотворение "Дума" продиктовано отчаянием. Анализируя свое поколение, Лермонтов видит конфликт между разумом и страстью: ...И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Это приводит к противоречию между смысловой законченностью фразы и эмоциональностью отдельного слова. Не смотря на то что многие строки представляют собой афоризмы: "И ненавидим мы, и любим мы случайно..." и закончены, они не способны в полной мере вместить авторские эмоции. Перед опасностью позорно-малодушны, И перед властию - презренные рабы - фраза законченная, но за ней идут стихи, продолжающие ее эмоционально: Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты - его паденья час! Логическая связь между четверостишиями и частями стихотворения ослаблена. Она поддерживается лишь общей темой и эмоциональным строем. Каждое четверостишие - законченное предложение. Голос рассудка звучит открыто. Голос же страсти - приглушенно. Часто используются слова в переносном значении: "состариться" означает не только физическую, но и духовную старость, "ровный путь без цели" - знак равнодушия, апатии, отсутствия жизненных тревог и падений. Часто встречаются метафоры ("старость души", "жизнь-путь" и т. д.). В первой части стихотворения в основном используются традиционные слова элегического романтизма ("печально", "томит", "вянем") и слова философского значения ("познанья", "сомненья", "добру", "злу", "рабы" и пр.). Встречаются выразительные резкие оценочные эпитеты ("постыдно", "позорно"). Первая часть заканчивается романтическими словами: "Так тощий плод, до времени созрелый..." Во второй части слова ораторского стиля заменяют слова элегического стиля. Встречается употребление контрастирующих слов: "ненавидим" - "любим", "холод" - "огонь". Романтика сменяется реквиемом. В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с философской лексикой: "ни мысли плодовитой", "судья", "гражданин" и т.д. Чем более убедительно развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль. Все вышесказанное позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. Это не традиционная элегия, для которой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия и не гражданская ода. Содержание "Думы" не вмещается в границы какого-либо определенного жанра, ибо гражданская тема становится глубоко личной. Лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в стихотворении нет слов "я" и "вы", но есть слово "мы". Именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии времени, поколения и страны.