ТЕМАТЕМА "МАЛЕНЬКОГО" ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕРМОНТОВА


Если говорить о таких писателях, как Гоголь и Достоевский, то тема
"маленького человека" постоянно присутствует в их творчестве.
Лермонтов ставил перед собой другую задачу: показать незаурядную
личность, которая страдает в бездействии, не видя смысла в жизни,
потому что для такой личности любая деятельность - это мелочный
вздор. И все же Лермонтов почти один из первых прозаиков в русской
литературе затронул эту тему.
Образ Максима Максимовича из романа "Герой нашего времени"
незабываем. Впервые мы с ним знакомимся в предисловии к повести
"Бэла". Автор встречает в пути сдержанного пожилого офицера,
который подает ему полезные советы. Это Максим Максимович.
Называя "азиатов бестиями", выманивающих деньги на водку, он
лишний раз убеждает нас в том, что слишком долго жил на Кавказе и
хорошо знает нравы и обычаи этой страны. Максим Максимович с
первого взгляда располагает к себе своей житейской мудростью,
спокойной непритязательностью, умением держаться с достоинством.
Он редко кому раскрывает душу, но если полюбит, то навсегда. Словно
отец родной, он опекает Белу, Печорина, подкармливает Казбича и
Азамата. Потому-то и приглашает его к себе в гости мирной князь. По
происхождению Максим Максимович дворянин, но, очевидно, он из
обедневшего дворянства, без влиятельных связей и денег. Несмотря на
свой возраст, он всего лишь в чине штабс-капитана. Максим
Максимович не привык заискивать перед "сильными мира сего", и хотя
генерал Ермолов давно
в опале перед царем, Максим Максимович не
боится с уважением говорить о нем вслух. Он безобиден, простоват,
поэтому ему трудно разобраться в сложных чувствах Печорина. Одно он
знает твердо - людей обижать нельзя. Когда он отговаривает Печорина
от похищения Белы, понимая, что она быстро Печорину наскучит, он
как бы заранее предупреждает, что добром это не кончится. Но у него
не хватает силы воли настоять на своем или отдать строгий приказ, ведь
Печорин по положению в крепости является его подчиненным
. Весь
его протест выразился в том, что он в присутствии Печорина стал
надевать мундир и не принимал его у себя, как раньше, по-домашнему.
Старый служака и порядочный человек, Максим Максимович понимает
только одно, что он виноват в смерти Белы не меньше, чем Печорин, и
постоянно внутренне казнит себя за это. Он давно простил Печорина,
зная, что молодые люди ветрены и недальновидны, но себя он простить
не может. Спустя несколько лет он вновь встречает Печорина и с
радостью готов кинуться ему на шею,
потому что Григорий был ему как
родной сын, но в ответ получает всего лишь несколько вежливых фраз
и холодную улыбку. Максим Максимович поражен, он не ожидал того,
что они встретятся как чужие люди. По моему мнению, Печорину вряд
ли была приятна встреча: ведь Максим Максимович - это молчаливый
укор его далеко не благородному поступку. Не думаю, чтоб у Печорина
действительно было каменное сердце и он не мучился от сознания, что
даром загубил чистую душу. Я думаю, светский лоск, привычка глубоко
прятать истинные чувства, природный такт не позволили бы Печорину
расцеловаться со штабс-капитаном при встрече. Печорин, страдая от
жалости к Максиму Максимовичу, умышленно отнесся к нему холодно.
Но бедному старику далеко до этих тонкостей. Он привык жить среди
грубого народа, это наложило .и на него самого какой-то отпечаток.
Среда не всегда влияет положительно, даже если от природы у человека
много добрых задатков. Конечно, одинокий человек чаще
привязывается душою к людям, которые встречаются на его пути.
Своей добротой и мягкостью он покоряет, его ласковая приветливость
и всепрощение - редкие качества в жестоком мире. И если автора
Максим Максимыч поначалу встретил сухо, был замкнут,
немногословен, то в этом сказалась обида на Печорина. Он не
очерствел душой, а просто побоялся вновь к кому-нибудь прирасти
надолго. Штабс-капитан много отдал Печорину душевного тепла,
поэтому-то всех молодых людей он равняет по нему. Годы выработали в
Максиме Максимовиче осторожность и наблюдательность, поэтому
быть на дружеской ноге с попутчиком-автором ему не хочется, но
постепенно душа его вновь оттаивает, и он рассказывает незнакомому
человеку /автору/ историю Бэлы. Дикая природа Кавказа тоже
способствует сближению. Картины горя, любви, борьбы встают перед
автором. Трагическая развязка неминуема. По мнению многих, автор в
романе - это сам Лермонтов. Если Печорин не по своей воле попал на-
Кавказ, то, видимо, и автор тоже изгнанник? Автор и Максим
Максимыч попадают в метель, но опытный штабс-капитан не теряется.
Они останавливаются в первой попавшейся сакле, чтобы переждать
непогоду. О себе Максим Максимович рассказывает довольно скупо.
Единственно, что мы узнаем, что у него нет семейства и с двенадцати
лет он не. имеет известий от отца и матери.
Стихотворение Лермонтова "Завещание" написано от лица старого
солдата. Это можно отнести и к Максиму Максимычу:
Но если кто из них и жив, Скажи, что я писать ленив, Что полк в
поход послали И чтоб меня не ждали.
Бэла и Печорин заменили семью Максим Максимовичу. Прошло уже
пять лет, а он все помнит о Бэле, печалится о ней. Необузданные
страсти лишь на время заманили скуку для Печорина, но вскоре
Печорин с тоской говорит: "Я надеялся, что скука не живет под
черкесскими пулями, но напрасно." Из этой фразы можно сделать
вывод, что Максим Максимыч - храбрый человек, так как он не
временно, как Печорин, а постоянно живет под черкесскими пулями.
Душевная опустошенность - это не только беда Печорина, а веяние
века. Штабс-капитан спрашивает у автора: "Неужто тамошняя молодежь
вся такова?" И узнает, что разочарование стало модой, ему подражают,
его "донашивают", как старое платье. Сострадательная душа штабс-
капитана жалеет Печорина как ребенка, который тяжело болен и сам не
рад этому. Максим Максимыч понимает, что Печорин не играл в моду,
а был тоже одинок, поэтому-то он и показался ему очень близким
человеком.
Образ Максима Максимовича - один из лучших образов в русской
литературе. Заслуга Лермонтова в том, что он не показал его
униженным и оскорбленным Акакием Акакиевичем из гоголевской
"Шинели", хотя Гоголь написал этот образ позже, а показал человеком,
у которого своя трудная судьба, тяжелая жизнь старого солдата, но
очень доброе и чистое сердце.