КАК Я ОТНОШУСЬ К ПОЭЗИИ
МАЯКОВСКОГО

Я, ассенизатор и водовоз...

В.В.Маяковский.


Корней Иванович Чуковский как-то признавался, что принад-
лежит к числу тех чудаков, которые любят поэзию больше, чем
всякое другое искусство, и испытывают величайшую радость,
встречая какой-нибудь особый оборот, рифму или паузу. Я не
принадлежу к обществу таких чудаков (хотя бы потому, что весь-
ма люблю музыку), но и мне нравятся хорошие, легкие, мелодич-
ные стихи.
Владимир Владимирович Маяковский был большой новатор в
стихосложении, хотя теорию его, как он сам писал, осилить не
мог. А недавно я узнал, что у него "хромала" грамотность. И
все же, читая многие его произведения, невольно поражаешься
таланту этого человека. У него большое чутье к языку, он
мастерски умел создавать новые, очень выразительные слова:
"бронзы многопудье", "свинцовоночие" и множество других. А
сколько крылатых выражений, созданных им, вошло в наш язык:
"тысячи тонн словесной руды", "шершавым языком плаката", "на-
вели хрестоматийный глянец" и т.д.
Я думаю, что совсем Маяковский не уйдет из нашей литера-
туры, не будет полностью забыт, как это уже случилось со мно-
гими писателями двадцатых- тридцатых годов. Ведь и до сих пор
сатира Маяковского очень актуальна. Вот, например, одна только
цитата из его стихотворения "Взяточники":

Он всюду
пристроил
мелкую сошку,
везде
у него
по лазутчику...
Каждый на месте:
невеста -
в тресте,
кум -
в Гум,
брат -
в наркомат...
Он понял буквально
"братство народов"
как счастье братьев,
теть
и сестер.

Разве и сегодня мало таких, буквально понявших "демокра-
тию", "рынок", "хозрасчет"?
Но, размышляя о месте Маяковского в нашей литературе, в
жизни, невольно отмечаешь, что во многом уступал как поэт та-
ким мастерам ( так или иначе преследовавшимся долгое время),
как Есенин, Ахматова, Цветаева, Пастернак и другие. В одном
своем романе Александр Солженицын писал, что стихи Маяковского
в большинстве своем неэстетичны, грубы, далеки от настоящего
искусства. С этим нельзя не согласиться. Вот в очень известном
его "хрестоматийном" стихотворении он пишет: " И дождик толст,
как жгут". Но ведь дождик- это маленький дождь. И таких неточ-
ностей великое множество. Беда Маяковского даже не в том, что
он превратился, по выражению С.Есенина, в "штабс-маляра", ко-
торый поет о пробках в Моссельпроме. Самое главное, что лишает
этого поэта сегодня права быть в числе ведущих, это его поли-
тическая направленность, то, что он посвятил свое творчество
возвеличиванию строя, который принес нашему народу одни
несчастья. В этом смысле он, действительно, "ассенизатор и во-
довоз". Всячески превозносит Владимир Владимирович насилие,
оправдывает любые жестокости. А ведь он не мог знать о том,
что личность-это ничто, правами ее можно всячески пренебре-
гать. "Единица- вздор, единица- ноль!"- восклицает он.
Нам с детских лет внушали, что литература и искусство
должны служить только высоким целям, только добру. И это пра-
вильно. Поэтому навсегда вечным укором и позором ляжет на Мая-
ковского и многих других, писавших "по указке партии", то, что
они служили недоброму, жестокому строю. Но и совсем списать из
литературы этого поэта неверно. Пусть он займет свое настоящее
место.