Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души!
В. Маяковский
Мое первое знакомство с поэтом В. Маяковским состоялось уже давно и произвело на меня сильное впечатление, заставило о
многом задуматься и многое переосмыслить. Хо-телось читать стихи, письма, статьи, выписывать его мысли и высказывания,
заучивать целые строфы, как меткие, глубокие афоризмы, делиться своими впечатлениями с кем-нибудь. И сам поэт
представлялся мне то грубым скандалистом, то смиренным христиа-нином, то циником, то энергичным, зовущим на борьбу за
переустройство жизни, не же-лающим “вымаливать милостей судьбы”. Порой его стихи кажутся заумными, чуждыми, ненужными. И
только погрузившись в удивительный мир поэта, можно увидеть, что за внешней привычной оболочкой, заклеймившей
Маяковского как “агитатора”, “горлана-главаря”, скрывается нежнейшее сердце гуманиста, человека с открытой душой, всю
жизнь проведшего на “несгораемом костре немыслимой любви”, страстно отстаивающего добро, справедливость, честь,
творчество, любовь. Да, до одних стихов Маяковского мы выросли!
, а до некоторых еще не доросли, и “… порой кажется, что вовсе не из прошлого, а из туманного будущего доносится его
голос…” Поэзия Маяковского заставляет сегодня нас спорить, размышлять, она поднимает глубокие нравственные проблемы, в
которых перемешаны добро и зло, прекрасное и безобразное, земное и возвышенное, сиюминутное и вечное. А осветить эти
проблемы с помощью своего божьего дара может лишь поэт и гражданин.
Не сразу и не скоро определил В. Маяковский место своей поэзии в жизни современ-ного ему общества. Задумываясь о
кажущейся бесполезности поэта среди будничных за-бот людей, он задает вопрос:
Ведь, если звезды зажигают –
Значит это кому-нибудь нужно?
А поэт – это тоже звезда, которая зажигается, и ее свет служит нравственным ориенти-ром людям.
Миссия поэта, по убеждению Маяковского, заключается в том, чтобы вобрать в себя боль миллионов и рассказать о ней миру.
Поэт заявляет, обращаясь к грядущим поколени-ям:
Вот – я,
весь
боль и ушиб.
Поэт готов отдать людям “бабочку поэтического сердца”, разделить с ними их страда-ния и горе, и это он подтверждает
следующими словами:
Поэт
всегда
должник вселенной,
платящий
на горе
проценты
и пени
Стихи, по мнению В. Маяковского, должны согревать душу каждого человека, поэзия необходима людям, как солнце. Поэтому в
стихотворении “Необычайное приключение” не случайно сравнение настоящей поэзии со светилом. Поэт и Солнце действуют
сообща, сменяя друг друга. Перед этой силой “… та да я, нас, товарищ, двое!..” падает ниц “стена теней, ночей тюрьма”.
Поэт заявляет, что когда “устанет” и захочет “прилечь” Солнце, то он “во всю светает мочь – и снова день трезвоннится”.
Своим стихотворением Маяков-ский утверждает, что стихи, как и светило, наполняют душу каждого вечным огнем жиз-ни.
Сила стихов велика, потому что поэзия – это такой же нелегкий труд, нуждающийся в шлифовке и отделке каждого
стихотворения, как драгоценного камня, чтобы он “сверкал всеми гранями”. Об этом стихотворение “Разговор с
фининспектором о поэзии”, в кото-ром В. Маяковский спорит, убеждает в том, что поэт недаром ест хлеб:
Поэзия –
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн
словесной руды.
Поэт, в понимании Маяковского, выполняет большое и ответственное дело: управляет умами и сердцами людей. И он так пишет
об “испепеляющем слов жжении”:
А что,
если я
народа водитель
и одновременно –
народный слуга?
Маяковский определяет место поэта в рабочем строю – водитель народных масс и од-новременно слуга народа.
Поэтому Маяковский писал обо всем, что видел вокруг себя, о том, что волнует и му-чает всех, поэт желал идти в ногу со
временем, участвовать в создании новой жизни, но-вых идеалов. И революцию Маяковский принял от жажды чего-то нового,
неведомого, принял всем сердцем, считая необходимым наставить ей на службу свое перо. Он полно-стью подчинил свое
творчество задаче переустройства общества. В стихотворении “Сергею Есенину” (1926) поэт писал:
Надо жизнь
сначала переделать,
переделав –
можно воспевать.
Во имя Отечества, “которое будет”, поэт “себя смирял, становясь на горло собствен-ной песне”, превращаясь в
производителя штампов. Служа одному классу - “планеты про-летарию”, выполняя социальный заказ, Маяковский ломал свою
лирическую природу.
В 1930 г. он пишет поэму “Во весь голос”, в которой определились душевная борьба, его мучительные раздумья. В этом
произведении мы видим истинное лицо и настоящие чувства поэта, который через головы современников обращается к грядущим
поколениям. Себя поэт называет “ассенизатором и водовозом, революцией мобилизованный и при-званный…” Он боролся с грязью
и мразью жизни – поэтому ассенизатор. Водовоз - пото-му что его стихи, как и вода, необходимы людям. “Водовоз”
противопоставляется тем, кто “строчит романсы”, кто “мандолинят из-под стен”, создавая литературные побрякушки.
Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный еще рабами Рима,-
утверждается Маяковским с полным сознанием того, что его стихи будут известны по-томкам. По мнению поэта,
устремленность в будущее – вообще отличительная черта ис-тинного поэта.
Многое недоговорил векам, истории и мирозданию поэт Владимир Маяковский, “… свое земное, не дожил, на земле свое
не долюбил, но главное, думается, успел ска-зать”.
Он успел оставить людям свой дар поэта, “истратил жизнь, чтобы сделать созданную им поэзию сокровищем народа…” Он был
мастером большой, всеобщей жизни и побра-тил свое сердце на ее устройство. “Звонкая сила поэта” напоминает нам, что
Маяковский “до самого последнего литка” достоин носить имя Первого поэта и Гражданина Грядущего.