«Я сразу смазал карту будня...» (По лирике В.Маяковского.)

В русской поэзии существует прекрасная традиция: каждый поэт, будь он мал или велик, не мог не задумываться о
назначении творчества, о своем месте в жизни современного ему общества, о роли поэзии в жизни людей. У Маяковского,
поэта революции, было много общего в понимании роли поэта и поэзии с классиками XIX века. Пушкин призывал «глаголом
жечь сердца людей», «милость к падшим призывал». Лермонтов, продолжатель лучших традиций своего великого современника,
уподоблял поэзию боевому оружию, утверждая действенное значение литературы в нравственном и политическом преобразовании
общества. Некрасов считал, что поэт, независимо от степени его таланта, должен быть прежде всего гражданином,
воспринимающим боль и страдания народа, как свои собственные. «Светить всегда, светить везде», - так определял задачу
поэзии В. Маяковский. Он жил в сложную переломную эпоху, которая выдвинула перед ним целый ряд новых требований и целей.
Октябрьская революция поставила перед советской литератур!
ой задачу создания нового социалистического искусства. В стихотворении «Приказ №2 по армии искусств» Маяковский
обращается к современным писателям и поэтам с призывом: «Товарищи! Дайте новое искусство - такое, чтобы выволочь
республику из грязи». По убеждению Маяковского, искусство должно войти в жизнь, поэт - стать таким же необходимым и
полезным людям, как солнце. Об этом он пишет в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским
летом на даче». Солнце приходит в гости к поэту-труженику, поэту-агитатору, заваленному работой. Эта нереальная
фантастическая история теряет мистическую многозначительность благодаря мягкому юмору, введению в повествование забавных
бытовых деталей. У Маяковского светило «заговорило басом», потребовало варенья и даже снизошло до дружеской болтовни с
поэтом. Но вот в ироническом авторском повествовании незаметно появляются серьезные ноты, которые затем возвышаются до
патетики.
«...Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
А ты - свое,
стихами».

Аллегорическая форма помогает поэту ярко и образно выразить свое понимание роли поэзии, искусства в обществе.
Цель солнца — светить людям, давать жизнь всему живому на земле. Таким же неутомимым тружеником должен быть поэт. Свет
поэзии для людей — то же, что свет солнца. И поэт, понявший это, радостно несет свою нелегкую ношу.

Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить — и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой — и солнца!

Маяковский никогда не обожествлял поэзию, не накидывал на нее флер таинственности и загадочности. Напротив,
«труд мой любому труду родствен», — утверждал поэт. Но вместе с тем он вовсе не склонен был преуменьшать значение и
результаты этого труда. Да, поэт, работая над стихом, затрачивает гигантские усилия:
Поэзия —
та же добыча радия,
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
Тысячи тонн
словесной руды.

Только упорный вдохновенный труд дает поэту право стать «водителем» народа, а не его «слугой». Только тогда:
Эти слова
приводят в движение
тысячи лет
миллионов сердца.
Поэт — это активный строитель новой жизни. Маяковский считает поэзию мощным оружием борьбы с тем, что мешает
людям нормально жить. Он вновь и вновь возвращается к мысли о том, что «чистого», нейтрального искусства нет. Каждый,
кто служит ему, по мнению Маяковского, должен четко определить свои идейные позиции, найти свое место в строительстве
новой жизни. В неоконченной поэме «Во весь голос» Маяковский подводит итог своей 20-летней поэтической деятельности. По
форме это произведение представляет собой острый полемический разговор поэта социалистической эпохи с потомками. Здесь
Маяковский обращается к тем, кто будет жить в «коммунистическом далеко», разговаривает с ними, «как живой с живыми». Он,
подобно Пушкину в «Памятнике», старается осмыслить суть и значение своей поэзии, объяснить далеким потомкам, в чем
заключается назначение поэта советской эпохи. Только тот может быть истинным поэтом, кто весь свой талант щедро отдает
трудовому
народу.
И все
поверх зубов вооруженные войска,
что двадцать лет в победах
пролетали,
до самого
последнего листка
я отдаю тебе,
планеты пролетарий.
Бескорыстное служение людям, равнодушие к почестям и славе - вот отличительные черты Маяковского-поэта. И это
дает ему уверенность в том, что его «стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел
водопровод, сработанный еще рабами Рима». Голос Маяковского доносится к нам сквозь десятилетия. Что же мы ответим ему?
Пророчества великого советского поэта не сбылись. На многое мы смотрим сейчас совсем по-иному, но как нам не хватает
страстной веры Маяковского в светлое будущее, его огромной любви к своему отечеству! Разбились мечты поэта о коммунизме,
развеялся миф, созданный большевиками. Нынешняя действительность продемонстрировала крах идеологии советского
государства, основанного на насилии. Значит ли это, что Маяковский безнадежно устарел, что его поэзия уже не интересна и
не нужна людям? Я думаю, что настоящий большой талант не зависит от политической ситуации в стране, перемены идеологий.
Те поэты, которые воспевали социализм по обязанно!
сти, из конъюнктурных соображений, ушли в безвестность вместе с идеологией, которая обнаружила свое окончательное
банкротство. А Маяковский по-прежнему жив, ибо каждая его поэтическая строчка искренна. Он писал только о том, во что
верил, к чему стремился. По-прежнему злободневна его сатира, бичующая бюрократизм,приспособленчество, пошлость. Мы
продолжает зачитываться его изумительными поэмами и стихами о любви, открывая для себя новые грани этого всепоглощающего
чувства. Мы до сих пор восхищаемся оригинальностью и необычностью его языка и стиля. И как-то незаметно приходим к
выводу: чтобы обрести вечную жизнь в своей поэзии, художник должен быть прежде всего искренним и честным с самим собой и
с людьми. И тогда, как писал Маяковский:
Заглуша
поэзии потоки, я шагну
через лирические томики, как живой
с живыми говоря.