«Я хочу быть понят моей страной...» (По лирике В.Маяковского.)

С именем Маяковского прочно связано представление о поэте-новаторе. Таких смелых, радикальных изменений в поэзии не
совершил ни один поэт ХХ века. Однако, сопоставление опыта Маяковского и его современников приводит к мысли, что
приживаются и оказывают влияние на дальнейшее развитие искусства те открытия, которые отвечают потребностям времени. Тем
и дорого нам творчество Маяковского, что этот поэт предпринимает поиски оздоровления поэзии и стремится слить свою
судьбу с судьбой народа. В поисках понимания у своего народа Маяковский сделал самый смелый и решительный шаг, превратив
поэзию в активную участницу митингов, демонстраций. Историческая заслуга поэта – создание лирики нового типа.
Проблема художественного новаторства по-своему осознаётся Маяковским. У прежних писателей были читатели, а Маяковский,
когда сочиняет стихи, воображает себя перед огромными толпами слушателей. Почти в каждом его стихотворении есть это Вы –
обращение к толпе: «Эй, вы, …Вы, которые… Смотрите… Послушайте!..». Маяковский создал свои собственные ритмы. Маяковский
именно тем и хорош, что он безбоязненно воспроизводит в стихах эти уличные, хлёсткие, вульгарные ритмы, созданные
митинговыми речами, возгласами драк и скандалов. Именно этим митинговым стилем Маяковский стремился донести свои стихи
до народа. И это, на мой взгляд, ему удалось.
Маяковский, любовно подмечая в жизни страны ростки нового, прекрасного, не устаёт напоминать и о том, что «дрянь пока
что мало поредела», что ещё «очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг». Поэтому такое большое значение
поэт придавал сатире. Сатирические произведения Маяковского поражают своим тематическим разнообразием. Кажется, нет
такого отрицательного явления, которое не попало бы под увеличительное стекло поэта-сатирика. Перед нашим взором «целая
лента типов тянется»: новый буржуа, вредитель, обыватель, пьяница, лодырь, бракодел, трус, взяточник и т. д. Сатира
Маяковского рождена гневом поэта – патриота России и гуманиста, отвергающего всё, что унижает и оскорбляет человека.
Чтобы привлечь внимание читателя к своим сатирическим стихам, поэт пользуется различными способами укрупнения и
заострения образа, создаёт особую, необычную ситуацию, близкую к фантастике. Так, своё стихотворение «Прозаседавшиеся»
поэт направил против бюрократизма и волокиты. В этом стихотворении говорится, как бюрократы заседают по 20 раз в день,
решая пустопорожние вопросы, «разрываются» пополам, и уже «людей половины» присутствуют одновременно на двух заседаниях.
Маяковский открыто заявляет о своём отношении к бюрократизму»:
Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
ещё
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»
К теме бюрократии Маяковский подошёл ещё ближе в драме «Баня». В своих сатирических пьесах поэт стремится продолжить и
развить традиции народного театра. Публицистичность и зрелищность – одно из проявлений движения Маяковского к
народности. Он хотел быть понят своей страной, но хорошо знал, что массовый читатель и зритель ещё не обладали высокой
культурой. Свою цель поэт видел не в подлаживании к низкому уровню массового читателя, а в приобщении масс к высокой
культуре, ибо только в этом случае массы смогут правильно понять его творчество. Отсюда поиски контакта с читателем:
создание броских плакатов, агитационных и рекламных стихов, выступления в многолюдных местах.
Маяковский писал произведения не только на злободневные темы. В своём творчестве поэт затрагивал вечные лирические
темы: любовь, поэт и поэзия и другие. Необычным подходом к таким темам Маяковский побуждал читателя к размышлениям, к
оценке позиций автора в том или ином вопросе. На тему трагической любви поэт написал поэму «Про это». Это конфликт между
лирическим героем и миром мещанства. Трагизм в том, что в мире мещанства оказалась любимая женщина. Подобный сюжет не
раз освещался в литературе 20 годов ХХ столетия. Но в поэме Маяковского он приобретает предельную остроту. Сталкиваются
два мира. Страстно и гневно звучат слова героя поэмы:
… не приемлю,
ненавижу это
всё.
Всё,
что в нас
ушедшим рабьим вбито…
Этими строками Маяковский хотел показать читателям своё негативное отношение к мещанству, к скучному быту обывателей.
Человеческим величием, страстной убеждённостью, благородством насыщен разговор поэта с потомками («Во весь голос»).
Маяковский разговаривает с потомками «о времени и о себе», о том, как он понимает время и искусство, этому времени
необходимое. В поэме «Во весь голос» господствует мысль о бессмертии созданного в трудах и бою, вера в разум и
благодарность потомков. Поэт отвергает индивидуалистическое искусство. Маяковский утверждает, что поэт должен служить
интересам народа:
… до самого
последнего листка
я отдаю тебе, планеты пролетарий.
Изучая творчество Маяковского, я понял, что всё сделанное им в искусстве – подвиг величайшего бескорыстия. Неугасающая
популярность и злободневность поэзии Маяковского доказывают, что этот подвиг бессмертен. Поэт, на мой взгляд, достиг
своей цели – народ понял и по достоинству оценил его творчество.