ПОЭМА
НЕКРАСОВА "КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?" -


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
НАРОДНОЙ ЖИЗНИ
.



Поэму
Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?"
принято называть поэмой-эпопеей. Эпопея -
это художественное произведение, с
максимальной полностой изображающее целую
эпоху в жизни народа. В центре
некрасовского произведения - изображение
пореформенной России. Некрасов писал свою
поэму в течение двадцати лет, собирая
материал для нее "по словечку". Поэма
необычайно широко охватывает народную
жизнь. Автор хотел изобразить в ней все
социальные слои: от крестьянина до царя.
Но, к сожалению, поэма так и не была
закончена - помешала смерь поэта. Таким
образом основной темой произведения
осталась жизнь народа. Жизнь крестьян.


С
необычайной яркостью и отчетливостью
предстает перед нами эта жизнь. Все
невзгоды и беды, которые приходится терпеть
народу, вся эта трудность и суровость его
существования. Несмотря на реформу 1861 года,
"освободившую" крестьян, они
оказалисьеще в худшем положении: не имея
своей земли, они попали в еще большую кабалу.


Через всю
поэму проходит мысль о невозможности так
жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о
крестьянском разорении.


Этот мотив
голодной жизни бедного мужика, которого "тоска-беда
измучила" с особой силой звучит в
народных песнях, которых довольно немало в
произведении. Стремясь воссоздать со всей
полнотой картину народной жизни, Некрасов
использует и все богатство народной
культуры, все многоцветье устного
народного творчества.


Однако,
напоминая о народном таланте
выразительными песнями, Некрасов не
смягчает красок, показывая тут же нищету и
грубость нравов, религиозные предрассудки
и пьянство в крестьянском быту. Положение
народа с предельной отчетливостью рисуется
названиями тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели:


Уезда
Терпигорева,


Пустопорожней
волости,


Из смежных
деревень - ,


Зашгатова,
Дырявина,


Разутова,
Знобишина,


Горелова,
Неелова -


Неурожайка
тож...


В поэме
очень ярко изображена безрадостная,
бесправная, голодная жизнь народа: и "счастие
мужицкое, дырявое с заплатами, горбатое с
мозолями", и "голодные дворовые,
покинутые барином на произвол судьбы" -
все люди "досыта не едавшие, несолоно
хлебавшие".


Перед нами
встает целая сеть ярких разнообразных
образов: наряду с бездейственными холопами
вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата появляются
сохранившие подлинную человечность и
душевное благородство образы Матрены
Тимофеевны, богатыря Савелия, Якима Нагого,
Ермила Гирина, старосты Власа, семи
правдоискателей и другие. Эти лучшие из
крестьян в поэме сохранили в себе
способность к самопожертвованию
,
у каждого из них есть своя задача в жизни,
своя причина "искать правду", но они
все вместе свидетельствуют о том, что
крестьянская Русь уже пробудилась, ожила.
Уже появляются люди, которые с искренностью
могут сказать такие слова:


Не надо мне
ни серебра,


Ни золота, а
дай Господь,


Чтоб
землякам моим


И каждому
крестьянину


Жилось
вольготно, весело


На всей
святой Руси!


Например,.в
Якиме Нагом представлен своеобразный
характер народного правдолюбца,
крестьянского "праведника". Яким Нагой
способен глубоко понять то, в чем состоит
сила и слабость крестьянской души:


У каждого
крестьянина


Душа, что
туча черная,


Гневна,
грозна - и надо бы


Громом
греметь оттудова,


Кровавым
лить дождям


А все вином
кончается!


Яков Нагой
живет той же трудолюбивой, нищенской жизнью,
как. и все крестьянство. Но, наделяя его
непокорным нравом и тягой к возвышенному (история
с картинками), Некрасов пытается наметить в
этом образе стремление крестьянства к
духовной жизни, показать, что в душах народа
уже назревает протест против существующих
условий жизни. Но пока он мало заметен и не
заявляет о себе.


Примечателен
и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил
писарем, прославился на всю округу
справедливостью, умом и бескорыстной
преданностью народу. Примерным старостой
показал себя Ермил, когда народ выбрал его
на эту должность. Однако Некрасов не делает
из него идеального праведника. Ермил,
пожалев своего младшего брата, назначает в
рекруты сына Власьевны, а затем в порыве
раскаяния, чуть не кончает самоубийством.
История Ермила завершается печально. Он
посажен в тюрьму за свое выступление во
время бунта. Образ Ермила говорит нам о
таящихся в русском народе духовных силах,
богатстве моральных качеств крестьянина.


Однако,
непосредственно в бунт крестьянский
протест превращается в главе "Савелий -
богатырь святорусский". Убийство немца -притеснителя,
произошедшее" стихийно,
незапланированно, олицетворяет собой
крупные крестьянские бунты, которые тоже
возникали стихийно, как ответ на жестокие
угнетения со стороны помещиков.


Савелий-богатырь
является самым положительным образом в
поэме. В нем живет дух бунтаря, ненависть к
угнетателям, но при этом сохраняются и
такие человечные качества как: искренняя
любовь (к Матрене Тимофеевне), сила духа,
чувство человеческого достоинства,
понимание жизни и способность глубоко
переживать горе других. -


Именно
такие герои, а не кроткие и покорные были
близки Некрасову. Поэт видел,что
пробуждается сознание крестьянства,
накипает бурный протест против угнетения. С
болью и горечью он осознавал страдания
народа, но все же с надеждой смотрел в его
будущее, с верой в "сокрытую искру"
могучих внутренних сил:


Рать
поднимается


Неисчислимая,


Сила в ней
кажется несокрушимая.


Крестьянская
тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся
система процветания посвящена теме поиска
крестьянского счастья. Здесь можно
вспомнить и "счастливую" крестьянку
Матрену Тимофеевну, чей образ вобрал в себя
все то, что могла бы пережить и испытать
русская женщина-крестьянка. Ее огромная
сила воли при столь многочисленных
страданиях и лишениях была свойственна
всем русским женщинам, самым обездоленным и
забитым существам на Руси.


Конечно, в
поэме есть еще много интересных образов:
"холопа примерного Якова верного",
который сумел-таки отомстить своему барину,
или работящих крестьян из главы "Последний",
которые
вынуждены
ломать комедию перед старым князем
Утятиным, притворяясь, что не было отмены
крепостного права, и еще много других
образов..


Все эти
образы, даже эпизодические, создают
мозаичное, яркое полотно поэмы,
перекликаются друг с другом. Поэтому-то ж можно,
я считаю, назвать поэму Некрасова "Кому
на Руси жить хорошо?" энциклопедией
народной жизни. Поэт, как эпический
художник, стремился к полноте воссоздания
жизни, к выявлению всего многообразия
народных характеров. Поэма, написанная на
ольклорном материале, создает впечатление
народной песни, исполняемой на многие
голоса.