"Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛ НАРОДУ СВОЕМУ"

( по поэзии Н.А.Некрасова):

Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Н.А.Некрасов.


Ф.М.Достоевский говорил о Некрасове, что его сердце было
ранено в самом начале жизни, рана эта никогда не заживала и
была всю жизнь источником его страстной и страдальческой поэ-
зии. Мы знаем, что с шестнадцати лет юный поэт изведал голод и
другие лишения из-за того, что хотел идти своей дорогой, а не
той, что желал отец. И эти мытарства отразились на всем твор-
честве Николая Алексеевича. Но мы знаем также, что еще раньше,
в детстве, в его сердце укрепилась боль за страдания своего
народа. Об этом можно судить по всем известному стихотворению
"На Волге", отрывок из которого мы учили не то в пятом, не то
в шестом классе. Лирический герой вспоминает, как увидел обор-
ванных бурлаков, один из которых говорил, что "кабы к утру
умереть- так лучше было бы еще...". Мальчик не мог понять этих
слов, вызванных отчаянием и безысходностью, но в сердце его
навсегда остался образ этого человека, "угрюмого, тихого и
больного". Вероятно, с тех пор и начался путь Некрасова как
народного поэта и защитника.
Никто из русских писателей не создавал столько произведе-
ний о простых людях, крестьянах, фабричных, тех, кого на
стройках собрал "царь" по имени "голод". Поэмы "Коробейники",
"Мороз, Красный нос", великое "Кому на Руси жить хорошо"- это
все произведения, на которых можно изучать жизнь и быт кресть-
янства, народный язык, его верования и обычаи, это вещи, кото-
рые сильно и ярко рассказывают о трагической судьбе многих
лучших крестьян. А разве не "надрывается сердце от муки", ког-
да читаешь его стихи: "Размышления у парадного подъезда", "Же-
лезная дорога", "Плач детей" и многие, многие другие? И везде
у поэта глубокое уважение к простому человеку. "Деревенские
русские люди"- так любовно называет Некрасов крестьян в сти-
хотворении "Размышления у парадного подъезда" в противовес в
нем же изображенному вельможе, который не захотел выслушать
просителей, пришедших так издалека, что ноги разбили в кровь.
И негодуя, с едкой иронией Некрасов спрашивает, зачем такую
особу беспокоить для "мелких людей", "не беда, что потерпит
мужик", ему это привычно! Неудивительно, что многих честных
людей стихи Некрасова делали непримиримыми борцами с неспра-
ведливостью!
О чем бы ни писал поэт, почти всегда он возвращается к
теме страданий, тяжелой доли русского народа. В "Рыцаре на
час" он просит увести его "в страну погибающих за великое дело
любви". В знаменитом стихотворении "Элегия" он просит молодежь
не верить, "что тема старая- страдания народа" и что "поэзия
забыть ее должна", нет, "не стареет она".
Среди огромного многообразия того, что создано Николаем
Алексеевичем на тему о жизни русского народа, неизменно бо-
рются две темы, две мысли, два настроения поэта. Он постоянно
думает о том, предопределено ли русскому народу всегда быть
таким забитым, бесправным и темным, каким он его видел, или же
тот воспрянет? Он сокрушается темноте русских людей, которые
покупают на ярмарках портреты генералов и милордов, и наде-
ется, что когда-нибудь народ "Белинского и Гоголя с базара по-
несет". В "Железной дороге" есть известное место, где рассказ-
чик говорит Ване, что не надо робеть за русский народ, который
"вынесет все, что господь ни пошлет", который в то же время

Вынесет все- и широкую, ясную,
Грудью дорогу проложит себе.

Но тут же добавляет грустную ноту:

Жаль только- жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе.

В уже упоминавшемся "Размышлении..." также есть очень из-
вестное место, где автор обращается к народу с вопросом: "Ты
проснешься ль, исполненный сил?", и вновь трагическая нота:

Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил...

Этими вопросами, теми же словами Некрасова задавались еще
долгие десятилетия после поэта и задаются до сих пор... Но се-
годня, кажется, становятся все более верными слова поэта о
том, что русский народ собирается с силами и учится быть граж-
данином. Тот, кто познакомился с творчеством Некрасова,
вряд ли забудет словно вылепленные образы русских людей. Жен-
щин, способных "коня на скаку" остановить, "в горящую избу"
войти; мастеровых, что молотом играют от зари до зари; куп-
цов-коробейников, которые приносят вместе с товаром радость
девушкам и молодицам. Но, конечно, не забудет и строителя-бе-
лоруса, у которого "ямою грудь" и "колтун в волосах", и
насмерть забитого солдата, сына крестьянки Орины, и крестьян
из "забытой деревни".
Вчитываясь в отточенные, рельефные строки поэта, невольно
думаешь, до чего же удивительно русский это писатель, до чего
народный. А еще понимаешь, как много похожего и общего в жизни
народа тогда и теперь. Но веришь, что непременно скажется на
нашей судьбе "разумное, доброе, вечное", посеянное Некрасовым
и многими другими...