Стихотворение Н.А.Некрасова "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода…"). (Восприятие, истолкование, оценка.)


Н. А.
Некрасов относится к числу тех русских
поэтов, которые всем своим творчеством как
бы вели спор с предшествующей литературной
традицией и в то же время сами создавали
традицию новую, характеризующую то время, в
которое они творили. Н. А. Некрасов
полностью переосмысливает представление о
поэзии, о роли поэта в жизни общества. Но для
того чтобы спорить с традицией, надо было
установить с ней связь. А потому целый ряд
стихотворений Н.
А. Некрасова носят явно полемический
характер. Таким становится и одно из лучших,
на мой взгляд, стихотворений поэта — “Элегия”.



Стихотворение
“Элегия” было написано в 1874 году и стало
ответом Н. А. Некрасова на высказывания в
адрес поэта многих критиков.



Один из них
писал: “То, что составляло его (Некрасова)
любимую тему — непосредственное описание
страданий народа и вообще бедняков, — уже
им исчерпано не потому, что подобная тема
сама по себе когда-нибудь могла быть вполне
исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то
повторяться, когда принимается за эту тему”.
Другой критик высказал мысль, что после 1861
года сама тема кажется устаревшей и
несостоятельной. Именно полемикой с такими
высказываниями и можно, на мой взгляд,
объяснить начало стихотворения:



Пускай нам
говорит изменчивая мода,



Что тема
старая — “страдания народа”



И что
поэзия забыть ее должна, —



Не верьте,
юноши! не стареет она.



Для своего
стихотворения Н. А. Некрасов избирает
шестистопный ямб с парной рифмовкой, то
есть александрийский стих — торжественный
размер эпохи классицизма. Это сразу
устанавливает ориентацию на высокий
уровень стиха и, кроме того, связь с
пушкинской “Деревней”. Между двумя
стихотворениями существуют и лексические
связи. Сравним у Н. А. Некрасова:



...Увы! пока
народы



Влачатся в
нищете, покорствуя бичам,



Как тощие
стада по скошенным лугам... —



и у Пушкина:



Склонясь на
чуждый плуг, покорствуя бичам,



Здесь
рабство тощее влачится по браздам...



Это
сравнение призвано лишний раз подчеркнуть
важность темы и установить связь времен.



Насущность
обращения к этой теме Н. А. Некрасов
доказывает тем, что вводит в “Элегию”
описание жизни народа и показывает
полнейшую несостоятельность реформы. И
потому стихотворение становится своего
рода декларацией отношения Н. А. Некрасова к
теме поэзии и понимания роли поэта:
поэт должен иметь одну цель — служение
народу — до тех пор, пока народ не будет
счастлив. Некрасов утверждает гражданскую
поэзию, поэзию социальную. Не случаен здесь
и выбор жанра: элегия — это традиционный
лирический жанр, содержание которого —
любовные переживания лирического героя.
Место возлюбленной у Н. А. Некрасова
занимает народ, к нему обращены мысли поэта.
Однако эта любовь остается неразделенной, и
отсюда возникает трагичность, свойственная
звучанию стихотворения:



Я лиру
посвятил народу своему.



Быть может,
я умру неведомый ему,



Но я ему
служил — и сердцем я спокоен...



В этих
фразах опять проявляется связь с А. С.
Пушкиным, на этот раз — со стихотворением “Эхо”:



На всякий
звук



Свой отклик
в воздухе пустом



Родишь ты
вдруг.



Тебе ж нет
отзыва... Таков И ты, поэт!



Разница
лишь в том, что у Н. А. Некрасова эта тема
связывается непосредственно с народом,
конкретизируется и сам смысл сравнения:



...Но тот, о
ком пою в вечерней тишине,



Кому
посвящены мечтания поэта, —



Увы! не
внемлет он — и не дает ответа...



“Не дает
ответа” — это явная ориентация на
лирическое отступление из финальной части
поэмы Гоголя “Мертвые души”. Не только
народ — но и вся Русь — вот та неизменная
возлюбленная Н. А. Некрасова, которой
посвящены лучшие произведения поэта.