Образ времени в одном из произведений литературы XX века.

Время– это особая художественная категория. В литературе оно часто оказывается не похожим на реальное время. Так,
писатель может "сжимать" время, ограничиваясь короткой фразой, например: "Прошло три года", а может
"останавливать" мгновение, подробно описывая вспышку молнии или полет стрелы. Очень часто художественное время
помогает лучше понять замысел автора и лучше уяснить смысл произведения.
У Ч. Айтматова образ времени – важнейший элемент его художественно-философской концепции. Начиная с "Белого
парохода" в творчестве Ч. Айтматова усложняются повествовательные формы: рядом с описанием реальных событий появляются
легенды, предания, мифы, без которых уже не возможно представить произведение целиком. Усложняет писатель и образ
времени, соединяя настоящее с прошлым, позволяя ощутить глубины народной памяти.
В романе "И дольше века длится день", на мой взгляд, время – самая главная, ведущая категория. Это День, в котором
разворачивается основное действие, исторически-конкретное время – судьба Едигея, и мифологическое время прошлого и
будущего.
Едигей – главный герой романа, железнодорожный рабочий, проживший практически всю жизнь на разъезде Боранлы-Буранный,
затерявшемся в безбрежных сарозекских степях, и в этом суровом краю укоренились только двое – Едигей и его друг
Казангап. И вот Казангапу пришло время умирать. Потеряв лучшего друга, Едигей решает похоронить его на старинном
кладбище Ана-Бейит, овеянном множеством легенд и преданий.
Одновременно в художественную ткань романа вплетается другая сюжетная линия, связанная с установлением контакта с
внеземной цивилизацией, планетой Лесная Грудь, которая ушла далеко вперед в своем развитии. Лесная Грудь – это идеальный
мир, мир без распрей, национальных и религиозных разногласий, построенный на принципах справедливости и добра. Жители
этой планеты предлагают землянам свою дружбу и сотрудничество, но земляне оказываются не готовыми к такому контакту:
раздираемая социальными и политическими конфликтами Земля принимает решение не только отказаться от встречи, но и
окружает себя непроницаемым кольцом боевых ракет-роботов. Эта военная операция носит кодовое название "Обруч", и в
сознании читателя невольно возникает легенда о манкурте – одна из самых замечательных в романе.
Много-много лет тому назад жуаньжуаны – жестокое племя, захватившее сарозекские степи, - превращали своих пленных в
рабов, лишенных памяти, - манкуртов. Несчастному напяливали на голову кусок свежей верблюжьей шкуры в виде обруча, и,
когда она высыхала, человек забывал свое прошлое, свой род, своих родителей, свое имя.
Легенда гласит, что мать одного из таких манкуртов разыскала сына и попыталась разбудить его память. Она рассказала
ему о родных, о его детстве, пела свои материнские песни, но память манкурта молчала, он превратился в раба, который не
раздумывая исполнял лишь приказания хозяина. "Вспомни, как твоё имя? " – вновь и вновь повторяла Кайман-Ана, но по
наущению хозяев манкурт убивает собственную мать. С тех пор, по преданию, над степью по ночам летает птица Донебай и
спрашивает у повстречавшихся путников: "Вспомни, чей ты? Чей ты? Как твоё имя? Имя?"
Эта легенда – не просто "вставная новелла". Она связана со всем ходом повествования и внешне, и внутренне. Внешне
тем, что её рассказчиком является Казангап, которого Едигей провожает в последний путь. Внутренне – она обобщает
главную мысль романа: человеческий род в целом и каждый отдельный человек, лишенный исторической памяти, забывший или
старающийся забыть собственное прошлое и прошлое своего народа, лишается корней, превращается в марионетку, которой
легко манипулировать тем, у кого больше власти. Историческая память – это нечто вроде духовной прививки против
безнравственности и аморализма.
Таких современных манкуртов в романе немало. Это Сабитжан, сын Казангапа, выучившийся в горде и даже занимающий
какую-то должность в облсофпрофе, человек пустой и никчемный. Это – более страшный тип – следователь НКВД,
"крчетоглазый", как зовет его Едигей, ломающий судьбы людей, делающий детей сиротами и жен вдовами. Наконец, это те
правители планеты, которые отдают приказ охватить Землю "Обручем" и превратить всю её в манкурта.
Поэтому у Чингиза Айтматова время текучее и проницаемое: легенда и миф переливаются в реальную жизнь и возвращаются
обратно, приобретая осязаемые черты реальности.
В ком же видит автор опору? Прежде всего, это Едигей, "человек трудолюбивой души". После тяжелой контузии он
возвращается с фронта домой и начинает жизнь заново. Ч. Айтматов показывает, какие трудности приходится преодолевать
Едигею и его жене, чтобы выжить и прокормить детей. Но ни на фронте, ни в тяжелое послевоенное время Едигей не ищет
обходных, легких путей, для него понятия чести, внутреннего достоинства постоянны и в военной , и в мирной жизни. Эпизод
борьбы с снежными заносами, когда не выдерживали даже верблюды и падали с ног от усталости, и лишь Едигей и Казангап
выстояли, можно назвать подвигом, но почему-то теперь Едигею неловко об этом вспоминать, молодые смеются: старые дураки,
ради чего жизнь свою гробили? И действительно, ради чего? Этот вопрос задает сам себе Едигей, и ответ на него прост:
ради своих детей , ради потомков, ради тех людей, которые едут в поездах мимо Буранного полустанка.
Под стать Едигею и Казангап. Его тоже можно назвать "прстым" человеком , но на таких-то весь мир держится. Казангап
– живое воплощение народной мудрости, традиций и обычаев. Смерть Казангапа проникнута трагической символикой: связь
времен распадается, ибо сын его не является духовным наследником собственного отца.
В финале романа сходятся мифологическое и конкретно-историческое время, далёкое прошлое и обозримое будущее, недавние
события нашей истории и приметы сегодняшнего дня. Следует особо подчеркнуть, что само название романа "И дольше века
длится день" ориентировано на время. В заключение я хочу сказать, что именно с помощью этой художественной категории
мне удалось лучше понять этот непростой роман.