Тема о назначении поэзии - одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение "Поэт и гражданин"-
это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством.
Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между "гражданской поэзией" и "чистым искусством".
Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и
далее(в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования "громить" пороки смело , "обличать зло" к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жиэни. Скорее всего
речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него
не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.
В литературу 19 века вошла Муза Некрасова - сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа
("Вчерашний день, часу в шестом…"). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе.
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира-
Чему достойнее могла служить бы лира?…
Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал его "человеком с народным сердцем". По словам Достоевского, поэт "любил всех тех, кто страдал от насилья".
Стихотворение "Тройка" написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой напевностью, повторами, присущими народной песни.
В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую " заглядеться не диво". Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: "знать, забило сердечко тревогу". Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки:
"будет бить тебя муж-привередник и свекровь втри погибели гнуть". Конец стихотворения полон грусти
( "и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь"). Тройка- образ-символ, часто появляющийся в народных песнях ("Вот мчится тройка почтовая"), это всегда образ свободы, воли,
символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье -это только мечта: "не догнать тебе бешеной тройки".
В стихотворение "Размышление у парадного подъезда" преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика "парадного подъезда" и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: "деревенские люди" , "армячишко худой на плечах", "крест на шее и
кровь на ногах". Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское обращение к "владельу роскошных палат", которое звучит то взволнованно-патетически ("Пробудись… Вороти их! В тебе их спасенье!"), то скорбно и гневно ("Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?"), то зло
и иронично ("и сойдешь ты в могилу …герой").
В заключительной ,третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное завершение ("За заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой…") . Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится определенного ответа:
Ты проснешься ль, исполненный сил?
Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая "покоянная лирика"-
"Умру я скоро", "Рыцарь на час", "Я за то глубоко презираю себя". Именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.
Умру я скоро…Жалкое наследство,
О родина , оставлю я тебе…
Особое место в "покоянной лирике" занимает тема нравственного идеала, в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России ( "На смерть Шевченко", "Памяти Добролюбова", "Пророк"). Народный заступник- страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся "звездой падучей",
но без которых "заглохла б нива жизни". В образе "народных заступников" проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, но жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
По -новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту "прозу",
которая "в любви неизбежна". В его стихах появился образ независимой героини, подчас своенравной и неприступной ("Я не люблю иронии твоей…"). Отношения между любящими стали в лирике Некрасова
более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга,
и это непонимание омрачает их любовь.
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье, взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.
Трагическое восприятие жизни, сострадания ближнему, беспощадная рефлексия и в то же время безудержная жажда счастья- вот отличительные черты поэзии Некрасова.