надломленный, раздираемый внутренними противоречиями, мучимый
своим несовершенством. Этот глубокий духовный конфликт самого
поэта, в котором он постоянно исповедовался читателю, заставлял
его искать среди предшественников и современников свой идеал,
неустанно созидать высокий образ "рыцаря без страха и упрека".
То, что мы привыкли определять как "образ положительного
героя, и в малой степени не передает возвышенный идеал
некрасовской лирики, воплощенный то в собирательном образе
Гражданина, призывающего Поэта: "на благо ближнего живи", то в
образе пламенного певца, умевшего "любить - ненавидя ...
Образ ГЕРОЯ в творчестве Некрасова постоянно меняется:
ведь меняется время, меняется Россия, меняется и сам поэт.
Особые черты обретает этот ГЕРОЙ в пореформенную эпоху, в
некрасовском творчестве 6О-х годов.
Прошло совсем немного времени после проведения
демократических реформ - и стало ясно: общество обмануто. И
Некрасов, так поверивший было в исполнение заветных мечтаний о
свободе, возвращается к прежним темам: по сути, освобождение не
состоялось. Однако теперь в поэзии Некрасова, в самом его тоне
звучит нечто новое: надлом, разочарование. И не только в
возможности все разом изменить: переживший крушение главных
своих надежд поэт сомневается в том, во имя кого жил и боролся,
- в самом НАРОДЕ:
Некрасовский ГЕРОИ не абстрактен, это не воплощение вечных
человеческих добродетелей - он меняется. в зависимости от
требований эпохи, в зависимости от сиюминутных задач своего
дела: "жизни во имя народа". Каков же должен быть ГЕРОИ теперь,
когда народ увиделся Некрасову не только страдающим, но и
забитым, лишенным воли к счастью, любящим собственное рабство?!
Некрасов первый из русских литераторов так близко подошел
к пониманию всей противоречивой глубины народного характера.
Ведь 60-е годы - время особой увлеченности народной темой: в
народе искали ответы на все вопросы, в нем видели исток и
надежду, полагая, что все - и духовное, и социальное -
сосредоточено в этом совершенно непознанном субъекте, в terra
incognita - в демосе.
В лирике Некрасова в то время призывы к
освобождению народа от крепостной зависимости стоят
рядом с размышлениями о том, что даст народу эта
свобода, как он ее примет, как осознает. Посмотрите:
его персонажи сейчас - подчеркнуто безответные,
забитые люди, безропотно принимающие любые
унижения. Таковы и строители железной дороги
("Железная дорога", 1864 г.), которые, подобно
древним рабам Египта, отдали здоровье, силы, а
многие и жизнь на строительстве, а потом легко
позволили себя обмануть управляющему; и ходоки
("Размышления у парадного подъезда", 1858 г,): шли
в столицу за правдой и легко уходят, непущенные
даже на порог "роскошных палат..." Автор не только
и не столько жалеет их, сколько пишется понять, в
чем причина их долготерпения, где его предел и есть ли он:
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил, -
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?.
("Размышления у парадного подъезда", 1858г.)
Одним из главных духовных ориентиров Некрасова был
Лермонтов. Вспомните горестную лермонтовскую "благодарность":
"За жар души, растраченный в пустыне"; вспомните его Пророка -
осмеянного, побиваемого каменьями за то, что посмел
провозглашать "любви и правды чистые ученья . Та же мука
впустую растраченного душевного жара, то же неизбывное
страдание пророка, не услышанного своим народом, не узнанного
им, звучат в каждой строке некрасовской "Элегии" 1874 года.
Художественное своеобразие поэмы "Кому на
Руси жить хорошо?"
Поэма "Кому на Руси жить хорошо?" занимает центральное
место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным
художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора.
Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме; заново осмыслены
все волновавшие его проблемы; использованы высшие его
художественные достижения.
Некрасов не только создал особый жанр
социально-философской поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче:
показать развивающуюся картину России в ее прошлом, настоящем и
будущем. Начав писать "по горячим следам", то есть сразу после
реформы 1862 года, поэму об освобождающемся, возрождающемся
народе, Некрасов бесконечно расширил первоначальный замысел.
Поиски "счастливцев" на Руси увели его из современности к
истокам: поэт стремится осознать не только результаты отмены
крепостного права, но и саму философскую природу понятий
СЧАСТЬЕ, СВОБОДА, ЧЕСТЬ, ПОКОЙ, ибо вне этого философского
осмысления невозможно понять суть настоящего момента и увидеть
будущее народа.
Принципиальная новизна жанра объясняет фрагментарность
поэмы, построенной из внутренне открытых глав. Объединенная
образом-символом дороги, поэма распадается на истории, судьбы
десятков людей. Каждый эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом
песни или повести, легенды или романа. Все вместе, в единстве
своем, они составляют судьбу русского народа, его исторический
путь от рабства к свободе. Именно поэтому лишь в последней
главе появляется образ "народного заступника" Гриши
Добросклонова - того, кто поведет людей на волю.
Лишь к этому моменту сам автор полностью увидел
композиционное и художественное решение своей поэмы и, умирая,
сожалел, что не успевает воплотить его: "Единственное, о чем я
жалею, - говорил он, - о том, что не успеваю дописать "Кому на
Руси..." Теперь я вижу, что это такая вещь, которая только
целиком будет иметь свое значение."
Авторская задача определила не только.жанровое
новаторство, но и все своеобразие поэтики произведения.
Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и
образам. Поэму о народной жизни он целиком строит на
фольклорной основе. Обратите внимание: в "Кому на Руси жить
хорошо?" в той или иной степени "задействованы" все основные
жанры фольклора: сказка, песня, былина, сказание.
Каково же место и значение фольклора в поэме? У фольклора
свои особые идеи, стиль, приемы, своя образная система, свои
законы и свои художественные средства. Самое же основное
отличие фольклора от художественной литературы - отсутствие в
нем авторства: народ слагает, народ рассказывает, народ
слушает. В фольклоре авторскую пози
Художественное своеобразие поэмы "Кому на
Руси жить хорошо?"
Поэма "Кому на Руси жить хорошо?" занимает центральное
место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным
художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора.
Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме; заново осмыслены
все волновавшие его проблемы; использованы высшие его
художественные достижения.
Некрасов не только создал особый жанр
социально-философской поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче:
показать развивающуюся картину России в ее прошлом, настоящем и
будущем. Начав писать "по горячим следам", то есть сразу после
реформы 1862 года, поэму об освобождающемся, возрождающемся
народе, Некрасов бесконечно расширил первоначальный замысел.
Поиски "счастливцев" на Руси увели его из современности к
истокам: поэт стремится осознать не только результаты отмены
крепостного права, но и саму философскую природу понятий
СЧАСТЬЕ, СВОБОДА, ЧЕСТЬ, ПОКОЙ, ибо вне этого философского
осмысления невозможно понять суть настоящего момента и увидеть
будущее народа.
Принципиальная новизна жанра объясняет фрагментарность
поэмы, построенной из внутренне открытых глав. Объединенная
образом-символом дороги, поэма распадается на истории, судьбы
десятков людей. Каждый эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом
песни или повести, легенды или романа. Все вместе, в единстве
своем, они составляют судьбу русского народа, его исторический
путь от рабства к свободе. Именно поэтому лишь в последней
главе появляется образ "народного заступника" Гриши
Добросклонова - того, кто поведет людей на волю.
Авторская задача определила не только.жанровое
новаторство, но и все своеобразие поэтики произведения.
Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и
образам. Поэму о народной жизни он целиком строит на
фольклорной основе. Обратите внимание: в "Кому на Руси жить
хорошо?" в той или иной степени "задействованы" все основные
жанры фольклора: сказка, песня, былина, сказание.
Каково же место и значение фольклора в поэме? У фольклора
свои особые идеи, стиль, приемы, своя образная система, свои
законы и свои художественные средства. Самое же основное
отличие фольклора от художественной литературы - отсутствие в
нем авторства: народ слагает, народ рассказывает, народ
слушает. В фольклоре авторскую позицию заменяет нечто
принципиально иное - общенародная мораль. Индивидуальная
авторская точка зрения чужда самой природе устного народного
творчества.
Авторская литература обращается к фольклору, когда
необходимо глубже проникнуть в суть общенародной морали; когда
само произведение обращено не только к интеллигенции (основная
часть читателей Х1Х века), но и к народу. Обе эти задачи ставил
перед собою Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо?"
И еще один важнейший аспект отличает авторскую литературу
от фольклора. Изустное творчество не знает понятия
"канонический текст": каждый слушатель становится соавтором
произведения, посвоему пересказывая его. К такому активному
сотворчеству автора и читателя и стремился Некрасов. Именно
поэтому его поэма написана "свободным языком, максимально
приближенным к простонародной речи. "Стих поэмы исследователи
называют "гениальной находкой" Некрасова. Свободный и гибкий
стихотворный размер, независимость от рифмы открыли возможность
щедро передать своеобразие народного языка, сохранив всю его
меткость, афористичность и особые поговорочные обороты;
органически вплести в ткань поэмы деревенские песни, поговорки,
причитания, элементы народной сказки (волшебная
скатерть-самобранка потчует странников); искусно воспроизвести
и задорные речи подвыпивших на ярмарке мужиков, и выразительные
монологи крестьянских ораторов, и вздорно-самодовольные
рассуждения самодура-помещика,
Красочные народные сцены, полные жизни и движения,
множество характерных лиц и фигур... - все это создает
неповторимое многоголосие некрасовской поэмы, в которой как бы
исчезает голос самого автора, а вместо него слышны голоса и
речи бесчисленных его персонажей" .