КАТЕРИНА В КРУГУ ГЕРОЕВ ПЬЕСЫ <ГРОЗА>.
А. Н. Островский в пьесе <Гроза> поделил людей на две катего-рии. Одни - угнетатели <темного царства>, другие - забитые ими люди.Начну с угнетателей. Они тоже очень разные люди и по-разному относятся к ближним. Дикой - человек грубый, невежественный и жадный. О нем говорят: <Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет>. Дикой не-уважительно относится к людям, которые от него зависят и кото-рые боятся его. Вот, например. Дикой говорит Кулигину: <Для дру-гих ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что ты разбойник - и конец! Что ж, ты судиться со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю>. Но Дикой ведь в то же время и труслив. Он не ругается с Кудря-шом, например, так как Кудряш может дать отпор. Он не боится Дикого.Добролюбов в статье <Темное царство> дает оценку поведению Дикого: <Только покажешь где-нибудь сильный и решительный отпор, сила самодура падает, он начинает трусить и теряется>. А вот Кабанова Марфа Игнатьевна совсем другая. Она хитрая, дейст-вует под <личиной благочестия>. Она все повторяет, что заботится не о себе, а о детях: <Ведь от любви родители и строги к вам быва-ют, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится>. Кабаниха жестока. Она, даже когда Катерина погибает, не жалеет ее. Она говорит сыну: <Тиша! Об ней и пла-кать-то грех!> Кабаниха умело использует различные приемы для утверждения своей власти в доме. Она всегда говорит доброжела-тельно-поучительно. Постоянно лицемерно прибедняется: <Мать стара, глупа...> Но в то же время Кабаниха властно приказывает. Она стремится держать всех в подчинении. Кабанова старается по-казать свою религиозность. Она неискренне верит в Бога. Кабанова суеверна и поддерживает суеверные пророчества горожан. В рели-гии она видит одну цель: запугать человека, держать его в вечном страхе. Самым жестоким образом она относится к Катерине. Она вообще не считает Катерину за человека, вечно унижает и притес-няет ее. Не дает ей даже слова сказать: <Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают>.Теперь поговорим о безвольных, забитых людях <темного цар-ства>. Это Тихон и Борис. Тихон по натуре добрый наивный чело-век. О себе он говорит: <Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!> Тихон всегда покорен воле своей матери. Он не может ослушаться мать. Тихон, конечно же, по-своему любит Катерину, он искренне относится к ней и жалеет ее. Он пытается всяческими путями вырваться из домашнего ада, но у него это получается крайне редко: <Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уже заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырвать-ся-то, а ты еще навязываешься со мной>.Когда Катерина погибает, Тихон даже в чем-то завидует ей. Он говорит: <Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! >Борис, по сути своей, такой же, как Тихон, но он выделяется из всех людей города Калинова своей образованностью, наверное, поэ-тому его замечает Катерина. Он трусливый. При последней встрече с Катериной, когда он уже знал, что Катерина погибает, Борис бо-ится: <Не застали бы нас здесь>. Борис - непосредственный винов-ник смерти Катерины. Катерина разочаровывается в Борисе.Полной противоположностью Борису является Кудряш. Куд-ряш свободолюбив, он не желает подчиняться самодурам. <Нет, уж я перед ним рабствовать не стану>. Кудряш безоглядно любит Вар-вару и умеет постоять за свои чувства. Так же Кудряш не равноду-шен к судьбе других людей. Под стать Кудряшу Варвара. Она пря-мая противоположность брату. Варвара не желает подчиняться ти-ранству матери. Она смелая и решительная. Варвара не суеверна и не считает обязательным соблюдать установленные обычаи, но она не может выступить в защиту своих прав и вынуждена хитрить и обманывать. Варвара, выросшая во лжи и обмане, придерживается правила: <Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было>. Она презирает бесхарактерность брата и ненавидит бессердечность мате-ри.Кулигин - образованный и талантливый человек. Он востор-женно и поэтически относится к природе. <Чудесна, истинно надоб-но сказать, что чудесна! Кудряш! Вот, братец мой, 50 лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу>. Кулигина огорча-ет темнота и невежество города Калинова. Но Кулигин понимает, что, какие бы шаги ни предпринимал он для улучшения жизни, все бесполезно и надо с этим смириться.Все эти сравнения образов пьесы подчеркивают одиночество Ка-терины в этом обществе. Ее характер несовместим с <темным царст-вом>. Жизнь толкает ее к обрыву, к смерти - другого пути у нее нет.