СУДЬБА КАТЕРИНЫ
( по пьесе А.Н.Островского "Гроза" )

Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

Н.А. Некрасов.


Мне кажется, что даже люди, совсем далекие от литературы,
знают произведения Александра Николаевича Островского. Так
часто по телевидению показывают спектакли и фильмы по пьесам
великого русского драматурга. Мне тоже запомнилось несколько
его пьес. Особенно рассказ о бесприданнице, гордой Ларисе,
главная вина которой заключается в том, что у нее не было при-
даного, и которую разыгрывали между собой барин с купцом.
История кончилась, как известно, трагически, так же как и
судьба другой героини Островского- Катерины.
Наши писатели 19 века часто писали о неравноправном поло-
жении русской женщины. "Доля ты!- русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать",- восклицает Некрасов. Писал на эту
тему Чернышевский, Толстой, Чехов и другие. Но лично мне
по-настоящему открыл трагедию женской души А.Н.Островский в
своих пьесах.
"Жила- была девушка. Мечтательная, добрая, ласковая. Жила
у родителей. Нужды она не знала, так как были зажиточными. Они
дочь свою любили, позволяли ей гулять на природе, мечтать, ни
в чем ее не неволили, работала девица, сколько ей хотелось.
Любила девушка в церковь ходить, слушать пение, виделись ей
ангелы во время церковной службы. А еще любила слушать стран-
ниц, что часто заходили в дом к ним и рассказывали о святых
людях и местах, о том, что видели или слышали. И звали эту де-
вушку Катерина. И вот выдали ее замуж..."- так бы я начала
рассказ о судьбе этой женщины, если бы рассказывала о ней сво-
ей младшей сестре.
Мы знаем, что из любви да ласки попала Катерина в семью
Кабанихи. Эта властная женщина всем заправляла в доме. Сын ее
Тихон, муж Катерины, ни в чем не смел матери перечить. И толь-
ко иногда, вырвавших в Москву, устраивал там загул. Тихон лю-
бит по-своему Катерину и жалеет ее. Но дома ее постоянно, день
за днем, за дело и без дела поедом ест свекровь, пилит ее, как
ржавая пила. "Сокрушила она меня",- размышляет Катя.
Как-то на уроке этики семейной жизни зашел у нас общий
разговор о том, надо ли молодой семье жить вместе с родителя-
ми. Разгорелся спор, начались рассказы о том, как родители
развели молодоженов. А другие, наоборот, рассказывали о том,
как дети жили за родителями хорошо, а остались одни, перессо-
рились и разбежались. Вспомнили тут и фильм "Взрослые дети". Я
в споре не участвовала, но впервые задумалась об этой сложной
проблеме. Потом уже решила: "Хорошо бы жить вместе, если не
тесно. Если родители тактично не вмешиваются в отношения жени-
ха и невесты, стараются помочь им, а те, в свою очередь, помо-
гают родителям. Наверное, многих ошибок можно так избежать. Но
если родители хотят, чтобы дети жили по их указке, тиранят их,
а тем более ссорят, тогда дело другое. Тогда лучше жить в чу-
жих людях, в самых плохих условиях, но одним".
Катерина попала в среду, где лицемерие и ханжество очень
сильны. Об этом ясно говорит сестра ее мужа Варвара, утверж-
дая, что на обмане у них "весь дом держится". И вот ее пози-
ция: " А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто
было". "Грех не беда, молва нехороша!"- так рассуждают очень
многие. Но не такая Катерина. Она предельно честный человек,
она искренне боится согрешить, даже в мыслях изменить мужу.
Вот эта-то борьба между долгом своим, как она его понимает, (а
понимает, думаю, верно: мужу изменять нельзя) и новым чувством
и ломает ее судьбу.
Что можно сказать о натуре Катерины еще. Это лучше сде-
лать ее же словами. Она говорит Варваре, что та не знает ее
характера. Не дай бог, чтобы это произошло, но если случится,
что ей окончательно опостылеет жить у Кабанихи, то никакой си-
лой ее не удержать. В окно выбросится, в Волгу кинется, а жить
против воли не станет.
В своей борьбе Катерина не находит союзников. Варвара,
вместо того, чтобы утешить ее, поддержать, толкает к измене.
Кабаниха изводит. Муж только и думает, как бы хоть несколько
дней пожить без матери. Если он знает, что две недели мать
стоять над ним не будет, то до жены ли ему. С такой неволи и
от красавицы жены убежишь. Так объясняет он перед расставанием
Кате, которая надеется хоть в одном человеке обрести опору.
Напрасно... И роковое свершается. Катерина уже не может обма-
нывать сама себя. "Перед кем я притворяюсь-то!..."-восклицает
она. И решается на свидание с Борисом. Борис- один из лучших
людей, что живут в мире, показанном Островским. Молодой,
красивый, неглупый. Ему чужды порядки этого странного города
Калинова, где бульвар сделали, а не гуляют по нему, где ворота
заперты и собаки спущены, по высказыванию Кулигина, не потому,
что жители боятся воров, а потому, что так удобнее тиранить
домашних. Женщина, выйдя замуж, лишается свободы. "Здесь, что
замуж вышла, что схоронили- все равно",-рассуждает Борис.
Борис Григорьевич- племянник купца Дикого, который из-
вестен скандальным и ругательным характером. Он изводит Бо-
риса, ругает его. При этом присвоил наследство племянника и
племянницы, да их же и корит. Неудивительно, что в такой ат-
мосфере Катерину и Бориса потянуло друг к другу. Бориса поко-
рила "у ней на лице улыбка ангельская", а лицо, кажется, будто
светится.
И все же оказывается, что Катерина не этого мира человек.
Борис в конечном счете оказывается не парой ей. Почему? Для
Кати самое трудное- преодолеть разлад в своей душе. Ей совест-
но, стыдно перед мужем, но тот ей постыл, ласка его хуже побо-
ев. В наше время такие проблемы решаются проще: разведутся
супруги и снова ищут своего счастья. Тем более, что детей у
них нет. Но во времена Катерины и слыхом не слыхивали про раз-
вод. Она понимает, что ей с мужем жить "до гробовой доски". И
потому для совестливой натуры, которой "не замолить этого гре-
ха, не замолить никогда", который "камнем ляжет на душу", для
человека, который не может сносить попреков во много раз более
греховных людей, остается один выход- смерть. И Катерина реша-
ется на самоубийство.
Нет, правда, виден и еще один выход. Катерина предлагает
его своему возлюбленному, когда тот собрался в Сибирь. "Возьми
меня с собой отсюда!"- просит она. Но в ответ слышит, что
нельзя Борису сделать этого. Нельзя? А почему?- думаем мы. И
вспоминаются первые сцены пьесы, где Борис рассказывает Кули-
гину, как Дикой их с сестрой после смерти родителей ограбил.
Борис знает, что и теперь Дикой поиздевается вдоволь над ними,
а денег не даст. Потому что очень не любит этот купец отдавать
долгов. Но, несмотря на то, что Борис это знает, он продолжает
подчиняться дяде. А ведь, наверное, смог бы заработать на
жизнь и без Дикого. Для Бориса расставание с любимой женщиной -
трагедия. Но он старается быстрее забыть о своей любви. Для
Катерины с отъездом Бориса кончается жизнь. Такие эти разные
натуры. И было у них всего счастья- десять ночей...
Разность натур проявляется у них и в последних прощальных
словах. Борис говорит, что только и надо у бога просить, чтобы
она умерла поскорее. Странные слова... Последние же слова Ка-
терины перед смертью обращены к любимому: "Друг мой! Радость
моя! Прощай!"
Больно читать об этих загубленных чувствах, о погибших
жизнях. Нет нынче порядков, что царили в Калинове, и женщины
уравнялись с мужчинами в правах. Но есть зато тяжелая, не
женская работа, очереди, неустроенность, коммуналки. Да и ка-
банихи среди свекровей и тещ тоже не перевелись. Но все же я
верю, что счастье человека в его руках и его обязательно ждет
высокая любовь, если он ее заслуживает.