ХАРАКТЕР, КОНФЛИКТ И ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В ДРАМЕ <ГРОЗА>.
Островский в своем творчестве не раз обращался к теме патри-архального купечества. Самым ярким его произведением, посвя-щенным этой теме, является драма <Гроза>, написанная в 1859 году. <Гроза> - без сомнения, самое решительное произведение Островского, взаимные отношения самодурства и безгласности до-ведены в ней до самых трагических последствий...> - писал Добро-любов. Среди раздолья русской природы, на крутом берегу Волги раскинулся город Калинов. А за Волгой виднеются селения, поля, леса. <Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!> - восхища-ется Кулигин. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть счастливой. Однако это не так. Идет борьба новых сил, моло-дого поколения с отжившими общественными порядками и их за-щитниками. Молодое поколение в пьесе представляют Катерина, Варвара, Кудряш, Тихон. Каждый из них по-своему противостоит <темному царству>, основными представителями которого являют-ся Кабаниха и Дикой. В основе композиции <Грозы> лежит любов-ная драма. Завязка действия начинается с признания Катерины в том, что она не любит Тихона, а любит Бориса. Любовь Катерины драматична, так как она воспитана в религиозной семье. Ее чувства входят в противоречие с теми взглядами, которые ей привили с дет-ства. Поэтому она считает свою любовь к Борису грехом, который не в силах побороть. Ее страдания усиливаются еще и тем, что она правдивый и искренний человек: <обманывать-то я не умею, скры-вать-то ничего не могу>. Чувство Катерины ни в ком не вызывает самочувствия, одна Варвара жалеет ее и старается ей помочь. Одна-ко Варвара предлагает Катерине помощь, которая противоестест-венна для Катерины и только усиливает ее страдания. Варвара, вос-питанная в семье Кабанихи, научилась лгать и изворачиваться, увидев в этом возможность противостоять гнету матери. Варвара живет по принципу: <делай, что хочешь, только бы шито да крыто было>. По этому же принципу живет ее возлюбленный Кудряш, ра-ботающий у Дикого. В образе Дикого показана грубая сила само-дурства. Речь Дикого невежественна. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь. Дикой посто-янно воюет, но только с теми, кто его боится или зависит от него материально. Домашние прячутся от него по чердакам и подвалам, Борис, племянник, терпит его ругань, так как зависит от него. Дикой жаден. Смысл его жизни - приобретать и увеличивать свое богатство. Для этого он не брезгует никакими средствами. Имея ты-сячи, он чувствует свою силу и нагло требует всеобщего уважения и покорности. Однако в облике Дикого, несмотря на всю его воин-ственность, есть черты комичного. Кабаниха же самая зловещая фигура в городе. Она соблюдает в доме изжившие себя порядки и обычаи, основанные на религиозных предрассудках и Домострое. Жертву свою она <поедом ест>, <точит, как ржа железо>. Речь властной Кабанихи звучит как приказ. Кабаниха - выразитель идей и принципов <темного царства>. Она понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является по-корность тех, кто денег не имеет. Она хочет убить в домашних волю, всякую способность к сопротивлению. Ни Тихон, ни Варвара не смеют ей открыто противоречить. Однако их не устраивают пат-риархальные порядки в доме. Варвара говорит: <А что за охота сох-нуть-то! Хоть умирай с тоски...> Она тайно встречается с Кудря-шом и предлагает такой же способ Катерине. Катерине трудно пойти на это, но она решает: <Будь, что будет, а я Бориса увижу!> Однако она не может долго скрывать свою любовь и решается на покаяние. Публичное покаяние показывает всю глубину ее страда-ний, нравственное величие, решительность и силу воли. Она гово-рит Борису: <Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда>. Но публичное покаяние не приносит ей облегчения. Катери-на остается совершенно одна, ей неоткуда ждать поддержки. Вся будущая жизнь представляется ей сплошным мучением за совер-шенный грех. Ее положение в семье становится невыносимым. В таком состоянии Катерина могла опереться только на любимого че-ловека. Но Борис не мог быть такой опорой. Материально зависи-мый от Дикого, он подчиняется его воле и уезжает в торговую сло-боду Кяхту. Что же осталось Катерине? <Куда теперь? Домой идти?.. Опять жить? - спрашивает она себя. - Нет, нет, не надо, нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены про-тивны!.. Умереть бы теперь...> Единственный выход, который она находит, - броситься в Волгу. Испытав свободу и подлинное счас-тье, она не может смириться с гнетом зловещей Кабанихи. Против этого восстала вся ее несгибаемая натура, но противостоять этому миру в неравной борьбе она не имела сил.Гибель Катерины - стихийный вызов <темному царству>. Именно в непримиримости и решительности протеста Катерины Добролюбов увидел <шаткость и близкий конец самодурства>. Бегут в другие края Кудряш и Варвара, Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой: <Хорошо тебе. Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться...> Добролюбов воспринимал гибель Катерины не только как <горькую>, но и <отрадную>: в ней он увидел <протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина>.