В пьесах Островского отразилась, словно в зер¬кале, вся жизнь русского купечества. Драма «Гроза» показывает читателю достоверную картину трагедии, которую можно считать совершенно обыденным яв¬лением для купеческой среды. Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до нрав¬ственной и физической гибели, и Островский в своих произведениях показывает все ужасные в своей обы¬денности и типичности обстоятельства, сопутствую¬щие подобной трагедии. Один из жителей города, Кулигин, говорит: «Же¬стокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!». Жестокость настолько тесно вплетена в жизнь горо¬да и его обитателей, что никому даже в голову не при¬ходит противиться и негодовать по этому поводу. Все окружающие вынуждены мириться с существующи¬ми порядками и нравами. Единственное, что в городе есть светлого, чистого и прекрасного, — это изуми¬тельно красивая природа. Не случайно в самом нача¬ле произведения отдается дань этой вечной красоте, не зависящей от злобы и жестокости людей. Кулигин говорит о красоте родной природы: «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу».
Волга символизирует собой свободу, а любой че¬ловек в городе Калинове зависит от окружающих, от жестоких нравов и чужого мнения, зачастую неспра¬ведливого. Именно поэтому в воздухе явно ощущает¬ся какая-то духота. В природе такое встречается пе¬ред началом грозы.
«Темное царство» старается поработить всех, кто имеет хотя бы малейшие предпосылки к тому, чтобы думать или действовать самостоятельно. Все подчи¬няются, поэтому такие представители «темного цар¬ства», как Кабанова и Дикой, могут беспрепятствен¬но устанавливать свои порядки.
Кабаниха — на редкость отвратительный персо¬наж, она жестока, властолюбива, но при этом глупа и ограниченна. Она лицемерна, в ее душе нет ни жало¬сти, ни сострадания к окружающим. Про нее гово¬рят, что она — ханжа, «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабаниха постоянно упрекает всех во¬круг за то, что они не проявляют к ней должной по¬чтительности и уважения. Впрочем, и уважать ее со¬вершенно не за что. Кабанова настолько донимает своих домочадцев, что они тихо ненавидят ее. Иначе к ней относиться просто нельзя.
Кабанова требует, чтобы все ей повиновались. В глубине души она чувствует, насколько непрочной является ее власть над окружающими. И это застав¬ляет ее еще в большей степени злиться и ненавидеть всех вокруг. Она тоже несчастная жертва «темного царства». Возможно, в молодости она была иной, но существующие порядки привели к тому, что она пре¬вратилась в злобное и жестокое существо.
Кабаниха не может понять даже членов своей собственной семьи, среди которых постепенно уста¬навливаются иные отношения, нежели те, к которым она привыкла. Марфе Игнатьевне трудно понять, что каждый человек — это целый мир, целая Вселенная. И поэтому каждый человек имеет право на собствен¬ную жизнь, которая строится по иным принципам, нежели те, которые проповедует она.
Кабанова считается в городе уважаемой и влия¬тельной женщиной. Она и купец Дикой составляют «цвет» городской знати. Немудрено, что в городе ца¬рит такая удушающая атмосфера, ведь все порядки устанавливают такие ограниченные и злобные люди. Достаточно посмотреть, как купец Дикой относится к окружающим: он присваивал деньги своего племян¬ника, оставшегося сиротой. И он всячески шантажи¬рует племянника, угрожая, что он не получит свои деньги, если не будет к нему достаточно почтителен и послушен его воле. Дикой не платит денег крестьянам, он унижает людей, растаптывая их человеческое до¬стоинство. Дикой и Кабаниха — одного поля ягоды. Они крайне эгоистичные люди, которые ценят только себя, а окружающих стараются не брать в расчет.
Катерина изначально представляется обладатель¬ницей совершенно противоположных качеств, чем те, которые свойственны представителям купеческой среды. Катерина мечтательна и нерасчетлива. Несмот¬ря на то, что она выросла в такой же купеческой се¬мье, к ней родители относились совершенно иначе. Катерина сама вспоминает с грустью о своем девиче¬стве: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала...». Катерину вы¬дают замуж насильно, как, впрочем, и было принято в купеческом обществе того времени. Она не питает никаких чувств к своему мужу, поэтому сама жизнь в доме Кабановых угнетает ее. Катерина мечтает о сво¬боде, о радости, о настоящей, полной событиями жиз¬ни. А ей приходится прозябать в атмосфере всепо¬глощающей тупости, ханжества и фальши.
Свекровь пытается унизить Катерину, а той толь¬ко и остается, что терпеть. Катерина нежна и мечта¬тельна, она страдает от отсутствия любви и заботы. Ей скучно, тоскливо и грустно. Она абсолютно несча¬стна Муж Катерины — безвольный и слабый чело¬век, Катерина его не любит, а он даже не пытается защитить свою жену от злобной и несправедливой свекрови.
Любовь к Борису является для Катерины уходом от серости и однообразия повседневной безрадост¬ной жизни. Катерина не может отказаться от своего чувства. Ведь любовь — единственное, что есть у нее чистого, светлого и прекрасного. Катерина — человек открытый и прямодушный, поэтому она не может скрывать свои чувства, приспосабливаясь к царящим в обществе порядкам. Катерина больше не может оставаться в этом городе, снова терпеть унижения свекрови. И она принимает решение уехать с люби¬мым человеком. Но он отказывается: «Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает». Катерина с ужасом понимает, что ей снова придется жить с мужем и терпеть порядки Кабанихи. Душа Катери¬ны не выдерживает. Она решает броситься в Волгу и обрести свободу в смерти.
Катерина расстается с жизнью в тот момент, ког¬да над городом разразилась гроза. Гроза в природе радикальным образом меняет атмосферу, пропадает жаркое и удушающее марево. Смерть Катерины яви¬лась для общества той же самой грозой, которая за¬ставила людей иначе взглянуть на собственную жизнь. Теперь даже Муж Катерины понимает, кто виноват в смерти женщины. Он обвиняет в трагедии собствен¬ную мать: «Маменька, вы ее погубили! Вы, Вы, Вы...».
Смерть Катерины явилась тем знаком, который заставил очнуться окружающих, открыть глаза, долгое время закрытые пеленой лжи, лицемерия и ханжества. Самодурство, равнодушие и людское безразличие к чужой судьбе губит людей не только физически, но и духовно. Драма носит название «Гроза» потому, что в дан¬ном произведении гроза является не только природ¬ным, но и социальным явлением. В городе назревала взрывоопасная ситуация, и наконец она произошла — под влиянием среды и окружающих людей несчаст¬ная женщина добровольно рассталась с жизнью.

Автор сочинения: Рустам
rusta10@yandex.ru