КАТЕРИНА -
“ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ”


(по пьесе А.Н.
Островского “Гроза”)


В основу
пьесы А.Н. Островского “Гроза” положен
конфликт “темного царства” и светлого
начала, представленного автором в образе
Катерины Кабановой. Гроза — это и символ
душевного смятения героини, борьбы чувств,
нравственного возвышения в трагичной любви,
и в то же время — воплощение бремени страха,
под игом которого живут люди.



В
произведении изображена затхлая атмосфера
провинциального городка с ее грубостью,
ханжеством, властью богатых и “старших”. “Темное
царство” — это зловещая среда
бессердечности и тупого, рабского
преклонения перед могуществом старых
порядков. Так, Кабанова тщетно пытается
внушить Катерине “осно
ву
домашнего благополучия”: беспрекословное
подчинение воле мужа, покорность,
исполнительность и уважение к старшим, а
главное — никогда не сметь “свое суждение
иметь”. Царству покорности и слепого
страха противостоят силы разума, здравого
смысла, просвещения, проповедуемые
Кулигиным, а также чистая душа Катерины,

которая
пусть и бессознательно, одним велением
искренней, цельной натуры, этому миру
враждебна. “Лучом света в темном царстве”
назвал Катерину Н.А. Добролюбов.


Катерина —
одинокая молодая женщина, которой не
хватает человеческого участия, сочувствия,
любви. Потребность в этом и влечет ее к
Борису. Она видит, что внешне он не похож на
других жителей города Калинова, и, не имея
возможности узнать его внутреннюю суть,
считает его человеком другого мира. В ее
воображении Борис представляется
прекрасным принцем, который увезет ее из “темного
царства” в сказочный мир, существующий в ее
снах.


Катерина,
грустная и веселая, уступчивая и строптивая,
мечтательная, подавленная и гордая. Такие
различные душевные состояния объясняются
естественностью каждого душевного
движения этой одновременно сдержанной и
порывистой натуры, сила которой состоит в
способности всегда быть самой собою.
Катерина и осталась верна самой себе, то
есть изменить саму сущность своего
характера так и не смогла.


Я думаю, что
самая важная черта характера Катерины —
честность перед собой, мужем, окружающим ее
миром; это ее нежелание жить во лжи. Она
говорит Варваре: “Обманывать-то я не умею,
скрыть-то ничего не могу”. Она не хочет и не
может хитрить, притворяться, врать, таиться.
Это подтверждает сцена признания Катерины
в измене. Не гроза, не пугающее пророчество
сумасшедшей старухи, не страх перед геенной
огненной побудили героиню сказать правду.
“Все сердце изорвалось! Не могу я больше
терпеть!” — так начала она свое признание.
Для ее честной и цельной натуры невыносимо
то ложное положение, в котором она
оказалась. Жить лишь бы жить — не для нее.
Жить — это значит быть самой собою. Ее самая
дорогая ценность — это личная свобода,
свобода души.


С таким
характером не могла Катерина после измены
мужу оставаться в его доме, вернуться к
однообразно-тоскливой жизни, выносить
постоянные упреки и “нравоучения”
Кабанихи, потерять свободу. Но любому
терпению приходит конец. Катерине трудно
находиться там, где ее не понимают, унижают
и оскорбляют ее человеческое достоинство,
игнорируют ее чувства и желания. Перед
смертью она говорит: “Что домой, что в
могилу
— все равно... В могиле лучше...” Ей не смерть
желанна, а жизнь невыносима.


Катерина —
человек глубоко религиозный и
богобоязненный. Так как согласно
христианской религии самоубийство
является большим грехом, то сознательно
совершив его, она показала не слабость, а
силу характера. Ее смерть — вызов “темной
силе”, желание жить в “светлом царстве”
любви, радости и счастья.


Н.А.
Добролюбов дал высокую оценку героине: “Решительный,
цельный русский характер... сосредоточенно-решителен,
неуклонно верен чутью естественной правды,
исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен,
в том смысле, что ему лучше гибель, нежели
жизнь при тех началах, которые ему противны...
Вот истинная сила характера!”