КАТЕРИНА И ЛАРИСА. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОИНЬ ПЬЕС А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» И «БЕСПРИДАННИЦА»

Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? А.Н. Островский Александр Николаевич Островский в своих пьесах создал галерею незабываемых русских характеров, целый репертуар русского театра. Трепетными, романтичными и такими разными представляются образы Катерины из «Грозы» и Ларисы Огудало-вой из «Бесприданницы». В разное время написаны эти две драмы, может быть, поэтому так различаются героини Островского. Катерина — романтичная, мечтательная, богобоязненна зкенщина. Ее душу изначально гложут противоречивые чувств* порыв к свободе и христианское смирение перед судьбой. Кат( рина — купеческая дочь, выданная замуж без любви. Но ее душ стремится к счастью, рвется на волю. Лариса Огудалова намного образованнее и сложнее внутрег ним складом, гаммой переживаемых чувств. Она живет в дрч гой обстановке — в мире книг, музыки. Но это не делает гер< иню удачливее. Все тот же порыв к счастью. Лариса жажде семейного уюта и покоя. Она живет как в «цыганском таб< ре». Много случайных людей толпится вокруг, среди них нем; ло сброда. Все это претит девушке. Но она бесприданница, е не на что рассчитывать. С красотой, умом, манерами, талант; ми, но без денег Ларисе одна дорога — в содержанки. Она мо: ла бы найти счастье со скромным и порядочным человеком, i такого не оказалось рядом. Лариса влюблена в бессердечного себялюбивого эгоиста — Паратова. Он является для героин «идеалом мужчины». Но Лариса не догадывается, насколы она ошиблась, полюбив холеного бездельника, блестящего б рина, который ради собственного благополучия готов продаг себя, но не взяться за дело. Изменились времена, но выход д; героини один — в Волгу. Только для Катерины — это единственный и достаточ! доступный путь. Она всегда знала, что, если станет совсе невыносимо, сможет «уйти» из ненавистного ей «темно: царства»: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Коне но, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне зде< опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выбр шусь. В Волгу кинусь. Не захочу здесь жить, так не стан хоть ты меня режь!» У Ларисы нет такой твердой решительности. Она внутре не тяготеет к «блеску» в обществе, богатству, ей претит в простое, она видит пошлость в бедной простой скромн< жизни, хотя и говорит, что рада бы уйти из «базара», окр жающего ее в собственном доме. Карандышев — не спасен для Ларисы. Она презирает этого ничтожного и чванливо человека. Героиня сталкивается с дилеммой: уйти из жизн потому что невозможно больше так жить, или продолжа мучаться, стать дорогой «вещью» у богатого «хозяина», больше склоняется ко второму пути. Карандышеву она с щ зрением говорит: «Как вы мне противны, кабы вы знали! с чем вы здесь?.. Для меня самое тяжкое оскорбление — а ваше покровительство... я сейчас убедилась в том, я испыта себя... я вещь!.. Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину... Уже если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите пошлите ко мне Кнурова...» Для Катерины деньги еще не играют никакого значения, она готова идти за Борисом и пешком, лишь бы он согласился взять ее с собой. Лариса же отравлена блеском золота, не хочет прозябать с жалким и бедным мужем. Но в то же время Лариса «благодарна» Карандышеву, что он выстрелом избавил ее от дальнейшего позора, «падения» в пропасть порока. Обе пьесы Островского по-прежнему составляют «золотой фонд» репертуара русского театра, потому что раскрывают прекрасные женские характеры, обосновывают поступки героинь.