ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОСТИ В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО

Я сейчас все за Волгу смотрела: как там хорошо, на той стороне! А. Н. Островский «Бесприданница» — одно из поздних творений Александра Николаевича Островского. В драме отразились мысли, взгляды, пристрастия, сложившегося художника, его нравственные идеалы. В «Бесприданнице» конфликт основан на доверчивости бедной влюбленной девушки и вероломстве ее богатого обольстителя. Здесь раскрыта драма между зависимой бедностью и всепо-коряющим богатством. Отношения между героями показаны с сюжетной и психологической конкретностью, гораздо яснее раскрыта их реальная внутренняя закономерность, и поэтому они Полны драматического пафоса. Лариса Огудалова — не простая девушка из мещанской сре- ДЬ1- Она воплощает традиции дворянского воспитания, и в ее ХаРактере проявляется резкое противоречие между стремлением к внешнему блеску, к показному благородству жизни и более лУбокими, внутренними свойствами ее натуры — серьезностью, Равдивостью и жаждой неподдельных и искренних отношений. °Добное противоречие было тогда явлением, встречающимся в изни лучших представителей привилегированных слоев «обще- ства». В этих условиях противоречие в характере Ларисы в бежно приводит ее к драматическому конфликту. Для матери Ларисы, оставшейся вдовой с тремя юными черьми, показное изящество и благородство жизни семьи яъ ется не естественным и нормальным состоянием, а искусстве и трудно создаваемой декорацией, служащей средством для v ° ройства выгодных браков ее дочерей. Для нее льстивость и хи рость — основной принцип обращения с богатыми людьми сещающими дом. Лариса — младшая, последняя оставшаяся в доме, и матеп надо сбыть ее с рук, даже не претендуя на большую удачу. Все это и ставит незаурядную девушку в чрезвычайно тяжелое положение. Вокруг Ларисы пестрая и сомнительная толпа поклонников и претендентов, среди них немало «всякого сброду» Жизнь в доме похожа на «цыганский табор». Лариса должна не только переносить окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но и принимать в них участие. Если бы эти противоречия были только внешними, Лариса могла бы найти из них выход: встретить и полюбить простого и искреннего человека, уйти с ним из этого «базара». Но противоречие заложено в самом характере девушки. Лариса сама тянется к блеску и благородству жизни, всякая простота и непритязательность оскорбительны для нее. Это ярко проявляется в отношениях с Паратовым и Карандышевым. В провинциальном окружении Ларисы, даже при наличии богатых поклонников Вожеватова и Кнурова, Паратов — человек исключительный. По характеру он не предприниматель и не делец, а богатый избалованный столичный барин. «Заведя дело», он не входит в его «бюджетные» тонкости, потому и разоряется, но и тут не берется за работу, а решает поправить свое положение выгодной женитьбой. Паратов усвоил внешний лоск, который проявляется в смелом, иногда даже в дерзком и вызывающем поведении, в склонности к рискованным поступкам, даже бретерству-Все это выделяет его из общей массы. Его манеры самодовольны и небрежны. Лариса и становится жертвой дворянско-бретерской неотразимости Паратова. Она видит в нем «идеал мужчины», человека, которого нельзя не слушаться, которому нельзя не верить. Только убеждение в том, что Паратов навсегда ушел из ее ясиз-ни после первого их сближения, заставляет Ларису согласиться на брак с простоватым и недалеким Карандышевым, чтобы не стать жертвой лицемерия и продажности. У Ларисы есть и доброе имя, которые она хочет сохранить, выйдя за-*еС бесприданницей, но в глубине души Лариса презирает же-^ Карандышев отчасти и заслуживает такого отношения. 00 оплощение честной бедности, оскорбленной богатством. Он пенне ненавидит «цыганский табор» в доме Огудаловых и й атьхх поклонников Ларисы, соблазняющих ее, сорящих яьгами. Он сам как будто стремится к тихой семейной жиз- Но Карандышев не только мелкий чиновник, но и бедный мещик, старающийся благодаря женитьбе упрочить свое об-ественное положение, чтобы затем «баллотироваться в миро-уе судьи». Ему хочется «повеличаться» с молодой красавицей ясеной, доказать, что он не хуже других, что Лариса идет за него ради его личных достоинств, а не от безвыходного положения. Все это и заставляет Карандышева переоценивать свои возможности — звать важных гостей на скромный обед, кичиться своим положением жениха. И это делает его предметом шуток и оскорблений. Из такого соотношения характеров главных героев вытекает кульминация и развязка конфликта. Для Паратова ночная поездка с Ларисой за Волгу — прощание с «волюшкой». Для Ларисы — катастрофа всей жизни. Теперь у нее нет ни приданого, ни девичьей чести, и остается или торговать своей красотой, или броситься в Волгу. Лариса и пытается сделать это, но у нее нет нравственных сил преодолеть естественную боязнь мучений и смерти. «Я давеча смотрела вниз через решетку, у меня закружилась голова, и я чуть не упала. А если упасть, так, говорят... верная смерть! Вот хорошо бы броситься!.. Ой, ой! Как страшно!.. Расстаться с жизнью совсем не так просто, как я думала! Вот и нет сил!.. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить... когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная!» Драматург показал, что судьба вмешалась в жизнь и смерть Ларисы, спасая героиню от разврата, к которому толкают ее обстоятельства. Драма оказалась удивительно актуальной и злободневной, Раскрывающей суть извечной трагедии бесприданницы — умной, яРкой, талантливой индивидуальности, становящейся предметом торга. «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. И сейчас убедилась в том, я испытала себя... Я вещь! Наконец, слово для меня найдено, вы нашли его...»