"САМОУБИЙСТВО
- ЭТО ПРОТЕСТ ИЛИ СЛАБОСТЬ?"



Александр
Николаевич Островский в- своем творчестве
стремился совместить остроту противоречий
взглядов и стремлений с широтой осмысления
жизненных процессов и проблем. Этому
служила необычная композиция пьес
Островского, которая допускала появление
не связвнных сюжетом сцен и персонажей.
Такое новаторство в драматургии помогло А.
Н. Островскому создать истинные "пьесы
жизни" (по определению Добролюбова), в
которых на "первом плане является всегда
общая, не зависящая ни от кого из
действующих лиц обстановка жизни".
Островский воссоздает быт, нравы,
психологию и социальные отношения
купеческой среды и свое достоинство,
конфликты новых веяний и старого порядка
жизни. Максимального напряжения эти
конфликты достигают в
драме
"Гроза", где они сосредоточены в судьбе
героини.


В пьесе "Гроза"
жизнь показана автором в предгрозовой
атмосфере, когда внешне пока все обстоит
благополучно, но читатель и зритель
проникаются ощущением сильного напряжения
и чувств, и страстей, когда вот-вот
разразится катастрофа. Это атмосфера
первого действия, которое знакомит нас с
главной героиней -Катериной Кабановой.


Над
Катериной, какой мы видим ее в начале пьесы,
властвует сила страха - это страх возмездия
за грехи. В первом акте отделенные удары
грома, разбередившие тревогу Катерины,
побуждают ее признаться Варваре в своей
любви к Борису. Свою любовь религиозная
Катерина считает грехом. Она не боится
смерти, а боится, что смерь застанет ее
такую, какая она есть "после этого
разговору-то", "со всеми твоими грехами,
со всеми помыслами лукавыми". Но Катерина
- бесстрашная натура. В любви к Борису есть
что-то стихийное.Она вопреки своему страху,
вопреки нравственным законам калиновского
общества встречается с Борисом. "Коли я
для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я
людского суда?" - говорит он своему
любимому.


Но
мироощущение Катерины трагично: она
предчувствует, что
ее
ждет близкая смерть. Обостренное
нравственное самосознание терзает и мучает
ее. Внутренний голос ее совести заставляет
Катерину увидеть в грозе природы суд и
наказание себе. Терзаемая угрызениями
совести, бросается она в ноги мужу и
всенародно кается в своем грехе. Но в словах
покаяния звучит не одна слабость и отчаяние,
но и сила духа героини, ее самоотверженная
отвага и противоборство темным
предрассудкам домостроевской морали. Она
не могла как Варвара с Кудряшом, жить в
потаенной любви, лишь бы все было "шито-крыто".
Испытав огромный и чистый любовный порыв,
Катерина ощутила свои человеческие права
на счастье, любовь и радость. Но
,
живя среди "кабановских понятий о
нравственности", она не могла
последовать влечению своего сердца, не
оказавшись "преступником в собственных
глазах". Вольнолюбивые порывы,
свойственные душе Катерины, ее радость
жизни и уже проснувшееся ощущение права на

человеческую
жизнь не дают ей возможности и сил бороться
с естественным влечением своего сердца и не
позволяют смириться с порядками "темного
царства". Всенародное покаяние героини
было продиктовано не только и не столько
суеверием, религиозными предрассудками и
невежеством, сколько ее глубокой и чуткой
совестливостью, ее стремлением к
нравственному очищению. Ее страх перед
грозой - это не слабость души, а сознание
собственной нравственной ответственности,
которая побуждает Катерину к признанию.


Катерина -
это натура бесстрашная, чистая, стихийная,
свободолюбивая. После признаний в своей
грешной любви, Катерине совсем невмоготу
жить в доме Кабанихи, под ее неотступной
тиранией, под жесткими и несправедливыми,
уже устаревшими, законами Домостроя. Она не
выдерживает и уходит. Узнав, что Борис
уезжает, она лишается самого дорогого в
жизни и последней своей опоры в ней. Не смея
и не желая вернуться домой, Катерина
бросается в омут, ища освобождения от мук
жизни. Ее охватило отчаяние, но. для такого
поступка нужно иметь большое мужество,
огромную силу воли и свободолюбие.


Кончая
жизнь самоубийством, совершая страшный
грех, Катерина бросает вызов тем темным
силам, которые так мучили ее. Искупив
безмерной ценой свою вину, бедная женщина
спасает себя от неволи и унижения. Гордая и
жизнелюбивая при жизни, она и мертвая, как
живая. И ей, мертвой, завидует оставшийся
жить и мучиться Тихон.


Катерина
покончила с жизнью бессознательно, не думая,
не рассуждая. Но в ней мы видим стихийный
протест против тех устарелых понятий о
нравственности, по которым живут Кабаниха и
Дикой, "...Протест, доведенный до конца,
провозглашенный и над домашней пыткой и над
бездной, в которую бросилась бедная женщина.
Она не хочет мириться, не хочет
пользоваться жалким прозябанием, которое
ей дают в обмен за ее живую душу". Какою же
отрадною, свежею жизнью веет на нас
здоровая личность, находящая в себе
решимость покончить с этой гнилой жизнью во
что бы то ни стало!" Этим слова
Добролюбова красноречиво


доказывают,
что в самоубийстве Катерины никак нельзя
узрить слабость души и трусость.


Я глубоко
согласна с оценкой великого критика.
Самоубийство Катерины - это есть протест
против тирании "темного царства",
против всего, что мешает человеку быть
счастливым