ХОЗЯЕВА И
ЖЕРТВЫ “ТЕМНОГО ЦАРСТВА”



Действие
драмы “Гроза” происходит в провинциальном
городе Калинове, расположенном на берегу
Волги. Жители Калинова живут той замкнутой
и чуждой общественных интересов жизнью,
какая характеризовала быт глухих
провинциальных городков в старые,
дореформенные времена (пьеса написана в 1859
г.). Они живут в полном неведении того, что
совершается на белом свете. Но за внешним
спокойствием жизни кроются суровые,
мрачные нравы. Центральными фигурами этого
“темного царства” невежества и произвола
являются в драме Дикой и Кабаниха.


Дикой —
купец-самодур. Он привык к беспрекословному
повиновению окружающих, которые идут на что
угодно, лишь бы не прогневить его. Особенно
тяжело приходится домашним, которые,
спасаясь от его ярости, целыми днями
прячутся на чердаках и в чуланах. Вконец
затравил Дикой своего племянника, Бориса,
зная, что тот находится от него в полной
материальной зависимости. Благодаря
деньгам он держит в своих руках всю
бесправную массу обывателей и издевается
над ними.


Сдерживает
свой нрав он лишь перед теми, в ком он видит
ровню себе, в том числе и перед Кабанихой.
Деспотизм, необузданный произвол,
невежество, грубость — вот те черты “жестоких
нравов”, которые характеризуют образ
самодура Дикого, типичного представителя “темного
царства”.


Кабаниха
прежде всего ханжа. Она прикрывает и
оправдывает все свои действия идеалами
патриархальной, церковной, домостроевской
старины. Всех она хочет заставить жить по-старинке
и не терпит ни в ком из окружающих
проявления “своей воли”. Деспотизм ее в
домашнем быту еще тяжелее, чем деспотизм
Дикого. Кабаниха мучает, преследует свои
жертвы изо дня в день, истязая их
хладнокровно, назойливо. Семью она доводит
до полного развала. Она свела в могилу
Катерину, из-за нее ушла из дому Варвара, а
Тихон, в сущности добрый, хоть и безвольный,
человек, потерял всякую способность думать
и жить самостоятельно.


Кабаниха,
наряду с Диким, является суровой
охранительницей устоев “темного царства”.


Центральным
в драме “Гроза” является образ Катерины.
Натура поэтически-мечтательная,
впечатлительная, с характером по
преимуществу “любящим, идеальным”, по
определению Добролюбова, Катерина обладает
в то же время пылкой и страстной душой. Она
борется между двумя чувствами: любовью к
Борису и сознанием “незаконности” этой
любви. Катерина способна не только на
смелые поступки, но и на полный разрыв с
опостылевшей ей средой и жизнью. После
родительского домашнего рая Катерина
попадает в обстановку, от которой веет
мертвящим холодом и бездушием. Попытки
Катерины найти отзыв в сердце мужа
разбиваются о рабскую приниженность и
недалекость Тихона. Любовь к Борису стала
единственным смыслом ее существования.
Катерина готова на все для любимого
человека, переступая даже те понятия о
грехе и добродетели
,
которые были для нее священными. Внутренняя
чистота и правдивость не позволяют ей лгать
в любви, обманывать. Катерина не хочет и не
может таить своего “греха”. Она публично,
на городском бульваре, кается перед мужем и
кончает жизнь самоубийством, бросаясь в
воду. Этим она проявила свой отчаянный, хоть
и бессильный протест против “темного
царства”. По словам Добролюбова, в ее
трагическом конце “дан страшный вызов
самодурной силе...”


Светлым
лучом в “темном царстве” можно назвать и
Кулигина. Это бедный часовщик, механик-самоучка,
мечтающий о том, чтобы найти вечный
двигатель. Кулигин думает не о своей личной
выгоде, а о благоустройстве родного города,
о положении бедняков и т. п.. Кулигин, поэт,
романтик, одинок в городе со своим
восторженным отношением к природе. Кулигин
и Катерина, каждый по-своему, освещают
тяжелый мрак над мертвым “темным царством”.


К жертвам “темного
царства” в пьесе относятся Тихон и Борис.
Тихон с детства привык во всем повиноваться
своей матери. Единственное заветное
желание Тихона — это вырваться, хотя бы
ненадолго, из-под ее опеки, загулять так,
чтобы на целый год отгуляться. Тихон по-своему
любит жену. Он от всей души жалеет ее и
желает облегчить ее тяжелое положение. Но
человек он не только безвольный, но и
ограниченный, простоватый. Душевный мир
Катерины для него слишком высок и непонятен.
Отказав ей в поддержке в самый критический
момент ее жизни, он невольно становится
одним из виновников ее гибели.


Борис
искренно, по-настоящему любит Катерину,
готов пострадать за нее, облегчить ее муки.
Он единственный среди всех действительно
понимает Катерину, но у него недостает
решимости отстоять свою любовь, он не в
силах помочь ей. Так “темное царство”,
превратившее их в безвольных, забитых людей,
не способных бороться за свое счастье,

обрекло
обоих на то, чтобы “жить да мучиться”.


В своей
пьесе Островский поставил один из
важнейших вопросов того времени —
освобождение женщины от семейного рабства,
ее раскрепощение.