«Темное царство» в драме А.Н.Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха

Каждый человек — это единственный и неповторимый мир, со своими поступками, характером, привычками, честью, моралью,
чувством собственного достоинства.
Именно проблему чести и собственного достоинства поднимает Островский в своей пьесе «Гроза».
Для того чтобы показать противоречия между грубостью и честью, между невежеством и достоинством, в пьесе показаны два
поколения: люди старшего поколения, так называемое «темное царство», и люди нового веяния, более прогрессивные, не
желающие жить по старым законам и обычаям.
Дикой и Кабанова — типичные представители «темного царства». Именно в этих образах Островский хотел показать
господствующий класс в России того времени.
Так кто же такие Дикой и Кабанова?
Прежде всего, это самые богатые люди в город де, в их руках — «верховная» власть, при помощи которой они угнетают не
только своих крепостных, но и родных. Хорошо о жизни мещан сказал Кулигин: «...А у кого деньги, сударь, тот старается
бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать...», и еще: «В мещанстве, сударь, вы ничего
кроме грубости, не увидите...» Так и живут они, ничего не зная, кроме денег, безжалостной эксплуатации, безмерной наживы
за чужой счет. Не без умысла создал Островский эти два типа. Дикой – типичный купчишка, и его круг общения – Кабаниха.
Образы Дикого и Кабановой очень похожи: это грубые, невежественные люди. Они только и занимаются самодурством. Дикого
раздражают родные, которые случайно попались к нему на глаза: «...Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне
навстречу попадаться»; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть!..» А если кто-нибудь придет
деньги у Дикого просить, то тут уж без ругани никак не обойдется: «Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой
делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен
отдать, а приди ты у меня просить — обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня
всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только...»
Кабановой же не нравится, когда Катерина защищает свое человеческое достоинство и пытается уберечь от излишней брани
своего мужа. Кабанихе противно то, что кто-то смеет ей перечить, сделать что-то не по ее велению. Но между Диким и
Кабановой есть небольшая разница по отношению к родным и окружающим их людям. Дикой ругается открыто, «словно с цепи
сорвался», Кабаниха— «под видом благочестия»: «Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не
чужая, у меня об вас сердце болит... Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все
думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать
проходу не дает, со свету сживает. А схорони господи, каким-нибудь словом снохе не угодишь, ну и пошел разговор, что
свекровь заела совсем».
Жадность, грубость, невежество, самодурство в этих будет всегда. Эти качества не искоренились, потому что их воспитали
так, они выросли в такой же обстановке. Такие как Кабанова и Дикой будут всегда вместе, их невозможно разлучить. Где
появился один невежа и самодур, там объявится и другой. Каково бы ни было общество, всегда найдутся люди, которые под
маской прогрессивных идей и образованности скрывают, вернее, пытаются скрыть свою глупость, грубость и невежество. Они
тиранят окружающих, при этом, нисколько не смущаясь и не боясь понести за это какую-либо ответственность. Дикой и
Кабанова — это и есть то самое «темное царство», пережитки, сторонники устоев этого «темного царства». Вот кто они, эти
Дикие и Кабановы, глупые, невежественные, лицемерные, грубые. Такой же мир и порядок проповедуют они. Это мир денег,
злобы, зависти и вражды. Они ненавидят все новое и прогрессивное.
Замысел А. Островского состоял в разоблачении «темного царства», используя образы Дикого и Кабановой. Он обличал всех
богатых людей в бездуховности и подлости. В основном в светских обществах России XIX века были такие Дикие и Кабановы,
что и показал нам автор в своей драме «Гроза».