ЗНАЧЕНИЕ РЕМАРКИ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО <ЛЕС>.
Ремарки существуют почти в каждой пьесе. Они служат для указания автора на поступки героев, их жесты, мимику, интона-цию, на психологический смысл их высказываний, на темп речи и паузы, на обстановку действия. В драматургии второй половины XIX века роль ремарок возросла в связи с усилившимся интересом к быту и нюансам психологии. Особенно хорошо это заметно в пье-сах Островского и Чехова. Свое дальнейшее развитие ремарка полу-чила в произведениях драматургов XX века, таких, как Б. Шоу, В. В. Вишневский, А. В. Вампилов, Т. Уильямс. Она стала более развернутая, беллетризованная.В пьесе Островского <Лес> ремарки кроме всех вышеперечис-ленных функций обладают еще одной. Они глубоко символичны.В <Лесе> ремарки служат для портретной характеристики пер-сонажей. Например, действие второе, явление второе начинается с описания внешности Счастливцева и Несчастливцева. Причем при-сутствует не только чисто внешний портрет: <Несчастливцев - лет 35, брюнет с большими усами>, но и намек на прежнюю жизнь че-ловека: <следы беспокойной и невоздержанной жизни>, а также и на характер: Счастливцев - <глаза быстрые, выражающие и на-смешливость, и робость в одно и то же время>. Ремарки, служа-щие, казалось бы, только для передачи интонации персонажей, оказываются символичными. Так, если рассматривать ремарки в разговоре Счастливцева и Несчастливцева, можно заметить, что Не-счастливцев постоянно говорит <мрачно>, <грозно>, <густым басом>, и в противопоставление ему отвечает Счастливцев <полузаискивающим, полунасмешливым тоном>, <робко> - что сразу говорит о характере обоих: Несчастливцев - сильный характер, Счастливцев - слабый. С точки зрения символики интересны дей-ствия, показанные автором через ремарки. Можно заметить, что Счастливцев как бы постоянно убегает от Несчастливцева: он разговаривает <отодвигаясь>. И это вполне естественно, ведь затем Несчастливцев <с силой опускает руку на плечо Счастливцева>, как бы тем самым показывая, что он - господин. А Счастливцев, как раб, падает перед ним на колени. Очень важна ремарка, указываю-щая на действие Несчастливцева: он берет Счастливцева за ворот и держит. Этот момент напоминает одну сцену из произведения Гого-ля <Ночь перед Рождеством>, когда Вакула держит черта, причем черт такой же заискивающий, как Счастливцев, а Вакула такой же гневный, как Несчастливцев. Как и черт служит Вакуле, так и Счастливцев впоследствии служит Несчастливцеву, а так как Счас-тливцев и похитрее, то его вполне можно назвать <маленьким чер-тиком>, кстати, он играл чертей на сцене. В продолжение всей пьесы Несчастливцев часто плачет. Но плачет он именно в тот мо-мент, когда говорит о смерти или о могиле. А в конце второго явле-ния он <указывает на столб> Счастливцеву. Столб служит предзна-менованием того, что Несчастливцев будет стоять у <позорного столба> - его разоблачение в доме Гурмыжской.В ремарках пьесы постоянно присутствует мотив спуска: <с тер-расы сход в три или четыре ступени>, и, что примечательно, имен-но Буланов <помогает Гурмыжской сойти с террасы>, а затем она на нее не восходит, а <уходит>; в шестом явлении она опять же спускается, <сходит в сад>.Гурмыжская в <Лесе> похожа на какой-то сказочный персо-наж, на Бабу-Ягу. Она владеет лесом, но продает его по кусочкам, а ее усадьба носит символическое название <Пеньки>. Она старая, но все еще заманивает молодых людей. У нее имеется коробка, кото-рая отражает всю ее душу. Для нее эта коробка - самое дорогое. И в ремарках постоянно упоминается о коробке и о деньгах. Гурмыж-ская, как и Коробочка в <Мертвых душах>, постоянно все делает только для себя, ведь и любовника она держит для удовлетворения своих прихотей. Очень часто в ремарках упоминаются глаза Гур-мыжской, ведь глаза - зеркало души. Она постоянно показывает глазами Буланову какие-либо ее желания или чувства. И Аксюша, чтобы прочесть ее мысли, смотрит ей в глаза.В своей пьесе автор не забывает о природе. В усадьбе - старый <густой сад> и <мелкий кустарник> - намек на дремучий лес и за-колдованный сад в сказках. На мрачные размышления наводит ре-марка автора к действию четвертому: <озеро> и <лунная ночь> го-ворят, что здесь будет драма. Интересен тот факт, что Несчастлив-цев не заходит в дом Гурмыжской, а живет в беседке. Эта беседка часто встречается в ремарках, к ней все время сходятся персонажи. <Садовую скамью>, на которую тоже часто сходятся, можно счи-тать скамьей подсудимых.Часто в ремарках Островский указывает на передачу денег от одного персонажа к другому. Эти деньги как бы ходят по кругу, и в конце концов возвращаются Восьмибратову, тугодуму, <великану о восьми головах>, который всегда сначала думает, а потом говорит. К злому царству также относится Буланов, которому Гурмыжская отдает тысячу и который ей же врет: <ходит, заложа руки назад>. Его можно считать этаким Кощеем Бессмертным, он даже говорит, <злобно улыбаясь>, и он же получит богатства Гурмыжской.Наиболее чистыми и набожными по ремаркам получаются Не-счастливцев, Аксюша и Петр. Несчастливцев постоянно скрещива-ет руки, поднимает глаза к небу. Аксюша видит в нем Спасителя и <становится на колени> два раза, а Несчастливцев <простирает над ней руки>, как бы благословляя ее. В разговоре с Несчастливцевым Гурмыжская постоянно говорит <с испугом>, так как она чувствует приближение суда за свои грехи, и Восьмибратов испугался Несчастливцева. Во время разговора о деньгах он поставил между собой и Несчастливцевым сына, Петра, апостола, когда Несчастливцев по-грозил ему пальцем. И в самом конце наступает развязка. Спаси-тель передает деньги, и они возвращаются купцу, а затем он обли-чает всех, причем в ремарке автора объясняется, откуда идет реми-нисценция.Итак, ремарка может служить не только для объяснения не очень понятных моментов действия или для помощи актерам, но и для более глубокого анализа текста с точки зрения литературы, для передачи читателям всего психологизма ситуации. Также через те же ремарки хорошо просматривается авторская позиция. А сами ремарки отличаются краткостью и точностью. <В ремарках Остров-ского на единицу смысла - мало слов, а на одно слово бездна раз-ных смыслов>, - писал один из литературных критиков.