Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова.

Зачем ему теперь нужен
Смысл жизни и истина всемирного
Происхождения, если
Нет меленького, верного человека,
В котором истина стала бы
Радостью и движением?
А.Платонов «Котлован»
Желание исследовать одну из самых сложных проблем XX века – проблему приобщения человека к новой жизни проникнута
трагическая мистерия о коллективизации, созданная Андреем Платоновым необычайно быстро: с декабря 1929 по апрель 1930
года, так же, как создавался знаменитый роман Чернышевского «Что делать?», тоже написанный на злобу дня. Теперь, когда
мы знаем многочисленные произведения, посвященные коллективизации, мы можем с полным правом сказать, что процесс этот,
сложный, неодназначный. В «Котловане» автор разбивает миф о светлом будущем.
Исторический и литературный контекст повести – «политика сплошной коллективизации». И «ликвидации кулачества как
класса». Мы встречаемся здесь и с философской обобщенностью, и с глубокой мифологизацией жизни: рабочие роют котлован
под фундамент «общепролетарского дома», в котором должно потом счастливо жить новое поколение. Задумался о смысле жизни
и рабочий Вощев, уволенные с маленького механического завода, потому что устрашился от производства «среди общего темпа
труда». Задумался о том, что ему «без истины трудно жить». Он тоже попадает на рытьё котлована: ему очень хочется
«выдумать что-нибудь вроде счастья, чтобы от душевного смысла улучшилась производительность».
Вощев – это народный мыслитель, «сокровенный человек», странник, «не движущийся в соответствии с генеральной линией», а
имеющей свою дорогу в жизни. Может быть, он первый понимает, что котлован – это новое рабство, оно основано на ритуалах
новой веры: безоговорочном подчинении командам Сталина, приведшим к созданию тоталитарного государства. Он не видит к
себе уважения со стороны рабочих или профсоюзных деятелей, которые советуют ему молчать. И тогда он, замысливший
переустройство мира романтик и мечтатель, горько бросает в лицо новым бюрократам: «Вы боитесь быть в хвосте: он –
конечность, и сели на шею!.. Без думы люде действуют бессмысленно!» создавая драматическую картину времени, Платонов уже
с первых страниц раскрывает перед читателями ключевые слова: «темы» и «плана», тем самым определяя темы повести:
исполнитель и творец, личное и общественное, уважение к достоинству человека и его жизни.
В самой фамилии «Вощев» сопрягаются два начала: древнерусское слово воск – что-то мягкое, природное, органическое, и
«вотще» - «напрасно» (так напрасен, будет поиск этим героем счастья, истины и справедливости в «Котловане»). Ряд
фонетических аналогий можно продолжить русской пословицей «попал как кур во щи» (в ощип), в которой центральным является
звуковой комплекс «вощи» - от корня «вощ», «воек». При в внешней несовместимости и даже противоречивости всех этих
значений в истории Вощева они связываются воедино, взаимно дополняя друг друга: это связано и с психологическим миром
персонажа – он собирает в мешок «всякую безвестность мира для памяти», ищет смысл общего и отдельного существования –
«план общей жизни». Сюжет русской пословицы в биографии Вощева получает грустно комическое воплощение: в колхозе имени
Генеральной линии активист определяет Вощева на «куриное дело» - «перещупать всех кур и тем самым определить к утру
наличие свежеснесённых яиц». Его фамилия определяет его духовный путь – от надежды обрести всемирную истину к осознанию ничтожности общих усилий в достижении идеала и
личного существования: «Вощев стоял в недоумении над этим униженным ребенком, он уже не знал, где же теперь будет
коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении. Вошев согласился бы снова ничего
не знать и жить без надежды в смутном вожделении тщетного ума, лишь бы девочка была целой, готовой на жизнь, хотя бы и
замучилась с течением времени».
Платонов употребляет в повести «юродивый», изломанный язык – результат смещения, сдвига нормативных лексических и
синтаксических отношений, язык этот рассчитан не на понимающие, а на запоминающие, смысл слов выхолащивается. Здесь
применяется политические маркированные слова ярлыки, идеологически окрашенная лексика: «отправить на коллективизацию»,
«узкими масштабами строиться», «в одном колхозе горюешь». Эти партийные агитки и лозунги, применяемые на Организационном
Дворе по отношению к кулакам: «Какое я тебе лицо? Я никто: у нас партия – вот лицо!.. Являйся нынче на плот, капитализм,
сволочь!». И метод вступления в колхоз знакомый: «Пишись! А то в океан пошлю!». Описывая раскулачивание, Платонов
использует приём гротеска, так как в раскулачивание принимает участие Медведь-молотобоец. Иногда в нём автор
подчеркивает человеческое начало, именно это отмечает в нем Настя. Умирая она просит позаботиться о Мишке Медведеве. И
тогда срабатывают метафоры «работать как зверь», и «медв!
ежья услуга» - так проявляется в повести одна из сокровенных платоновских идей. Умирает девочка Настя – уходит от людей
в будущее, все дороги ведут в «Котлован» - к всемирному сиротству, бездомности. Раз нет у людей дома (они даже спят в
гробах и готовят их себе «впрок», что уже само по себе бесчеловечно), значит нет связующего звена между поколениями, нет
уюта, гармонии, покоя. И тот дом, который они должны были построить для светлого будущего, превращается в могилу
ребёнка, в могилу людей.
В притчевой форме, мудро и не навязшего, Платонов, как мне кажется, даёт нам понять, что насильно загонять человечество
в счастье нельзя. Тогда вместо обещанного рая мы можем получить нечто противоположное. Это повесть-предупреждение о том,
что ложные идеи могут загубить тысячи человеческих жизней и стать трагедии народа. Наверное, народ наш научился
извлекать уроки из своего исторического прошлого.