Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова.

Андрей Платонович Климентов (Платонов) родился 1 сентября в Воронеже. Как старший в многодетной семье, начинает
работать: помощником машиниста, литейщиком на трубном заводе, в паровозоремонтных мастерских. «Я жил и томился, потому
что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности. До революции я был мальчиком, а после
нее уже некогда быть юношей, некогда расти, надо сразу нахмуриться и биться...» - признавался позже Платонов.
И доброжелатели, и хулители писателя еще в 20 – 30-е годы говорили о его странных героях, неожиданных, оборванных
финалах, о невозможности изложить произведение ни на основе логики событий, отраженных в нем, ни опираясь на логику его
героев. Эти особенности поражают и нас, современных читателей.
Однако даже у самых яростных обличителей Платонова прорывалось восхищение мощным художественным даром писателя –
плотностью повествования, универсальностью обобщения на уровне одной фразы текста, колоссальной свободой в языковой
стихии русского языка. Не скрывалось и удивление перед той формулой духовного состояния, что утверждал писатель на любом
материале жизни, к которому обращался.
Художественный мир Андрея Платоновича насыщен чувствами самого высокого начала. Рассказы и сказки, созданные в 30 и
в 40-е годы, приближаются по форме к лирической миниатюре, одной из которых стал «Неизвестный цветок», созданный
писателем в самом конце творческого пути. Эта сказка-быль – своеобразный итог жизни автора, последний совершенный мазок
мастера.
Обратимся к началу сказки, где описывается жизнь цветка на пустыре. Вот две первые фразы: «Жил на свете маленький
цветок. Никто не знал, что он есть на земле». В них уже звучит то чувство щемящего одиночества, которым насыщен
эмоциональный мир героев Платонова, вечная тоска сиротливых душ, живущих на земле. Здесь значима каждая деталь, каждое
слово. Читатель чувствует в описании грусть, печаль и тоску, нагнетаемую автором цепочкой обычных на первый взгляд слов
: «маленький – никто – на земле».
Маленькое растение – на огромной земле. Эта развернутая антитеза рождает щемящее чувство жалости к одинокому живому
существу.
Вспомним, что говорит девочке цветок в ответ на самый обычный вопрос: «Как тебя зовут?» - «Меня никто не зовет, я
один живу». Грамматическое переосмысление формы неопределенно-личного предложения придает особую остроту чувству,
возникающему у читателя.
Мир писателя – мир всеобщего сиротства и разобщенности. Одиноки люди, особенно дети, одиноки растения и животные. Но
вот появляется девочка Даша, другие дети, помогающие цветку выжить. Отчего ей были так близки и понятны переживания
крошечного ростка? Ребенок особенно остро почувствовал сиротство растения, потому что и она сама была в тот момент в
разлуке с матерью и ощущала себя одинокой и покинутой. Два бесприютных сердца тянутся друг к другу, находя один в другом
надежду и опору.
Почему автор именно детям предоставляет право изменить несовершенство мира? Вдумаемся в смысл фразы: «Вырастут и не
погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нет». Только ли о потомках цветка идет здесь
речь? Мы видим, что Платонов связывает особые надежды с подрастающим поколением. «Большие только предтечи, а дети –
спасители Вселенной», - писал Андрей Платонович в статье «Знамена будущего».
Философ Н.Федоров, чьи идеи особенно близки писателю, говорил: «Когда люди малы, они чувствуют особенно остро
всеобщее сиротство». Идея «всеединства», духовного объединения людей – извечный мотив русской христианской философии – у
Платонова приобретает космический масштаб и вырастает в стремление осуществить «братство звезд, зверей и людей». Против
враждебных сил мира могут бороться лишь люди с чистыми, как у детей, помыслами и открытым сердцем.
Вторая, не менее важная идея сказки «Неизвестный цветок» - идея жизни. Платонов постоянно возвращает нас к мысли о
том, что человек рождается дважды. Сначала лишь тело, не одухотворенное высокими помыслами – мертвая материя. И лишь
затем произойдет одухотворение, но только благодаря упорному труду, физическому и нравственному. Цветок растет на камне
и глине, преодолевая все мучения. Это борьба не только тела, но и духа.
Еще с одной важной философской идеей связана мысль о гибели цветка и возрождении его в своем сыне. Это идея
воскрешения умерших отцов. По мысли Платонова, жизнь человека есть напряженный труд души и тела во имя будущих
поколений. Смерть как рубеж бытия и небытия становится началом новой, совершенной жизни, подобно тому, как дает молодые,
сильные всходы зерно, захороненное в землю. И эти новые поколения всем обязаны своим отцам, уступившим им место на земле.
Писатель верит, что когда-нибудь Вселенную можно будет «собрать» не только в пространстве, но и во времени, отдав
тем самым долг своим отцам. Так цветок-труженик нашел продолжение в своем потомке, который упорным трудом и терпением
проложит путь другим поколениям, еще более сильным и прекрасным.
В сказке о неизвестном цветке Платонов высказал свою заветную мечту о совершенном будущем человечества, где труд и
сила духа побеждают враждебные силы природы, где память о предках свята, а любовь и добро помогают людям объединиться и
преодолеть все преграды.