(по повести А. Платонова ќКотлован›).
Жизнь А. Платонова пришлась на первую половину нашего столетия - самое сложное время в истории страны. Признавая жизнь высшей ценностью, Платонов не считал , однако, всякую жизнь достойной человека. Писатель стремился постичь смысл жизни, назначение человека. В труде - бесконечном, изнуряющем - проходит жизнь героев его произведений. Но всяки ли труд во благо? Гуманны ли провозглашенные новоявленными идеологами принципы этого общенародного труда.
ќГрустно существующие люди› строят светлый дом ќсоциализма›. И строят, по словам героя ќКотлована› Жачева, ќслой грустных уродов›. Образовался этот ќслой› на фоне тех исторических событий , которые потрясли Россию после 1917 года, и в огне страшного времени иссякли лучшие духовные и нравственные силы народа : ќлица их были угрюмы и худы, вместо покоя жизни они имели измождение›. Выродившись духовно и физически, герои ќКотлована› действительно представляют ќуродов› . Это уже не люди, а маски.
Котлован - символ, образ места, которого нет, в нем заложена автором идея социальной утопии. Платонов мастерски развенчивает эту идею, показывая безнравственность исторического эксперимента над народами.
ќКотлован› - писательский вымысел в ќчистом виде›, это модель общественного устройства ќказарменного коммунизма›. События в нем источник размышления писателя, его предостережение будущим поколениям. Нет в повести динамической смены событий. Все предельно упрощено, схематично, и сам образ котлована, этакого монстра, пожирающего людей, нагнетает ощущение статичности сюжета.
Люди появляются на котловане, исчезают или остаются, в чем конфликт? Люди верят в будущее, работают на него, надеются ќжить в будущем хотя бы маленьким остаткам сердца›. Они забывают прошлое, не видят настоящего, живя только будущим. И жизнь их заключается только в том, что ќроят и спят›. Такой традиционный художественный прием, как использование сновидений для описания утопических картин будущего, Платонов не использует. В его романе ќникто не видел снов и не разговаривал с воспоминаниями›.
Образы героев созданы как пародии на социальные типы, порожденные эпохой - это характерная черта ќантиутопии›. Жестокая бесчеловечная действительность ќказарменного коммунизма› исковеркала характеры, судьбы персонажей произведения.
Вот главный герой - Вощев, своеобразный народный философ. Он был рад участвовать в ќобщем существовании. Но ежедневная изнуряющая до отупения работа разочаровала героя. В конце романа Вощев поймет, что лучше бы ќснова ничего не знать и жит без надежды в смутном вожделении тщетного ума, лишь бы девочка была целой....› Девочка Настя, символ будущего, не выдерживает реальности, и с ее смертью Вощев теряет смысл дальнейшего существования.
В произведении есть и особые герои, которые ќвсе знали, все предвидели›. У них была одна проблема - найти вещество ќдолгой жизни›. Это образ Главного, он так и называется нарицательно. Ему стоит только дать указание, а рьяные исполнители типа Пашкина немедленно передадут указания массам. Прекрасно живут ќпашкины›, не терзают себя ненужными вопросами, веря, что ќсчастье наступит исторически›. Масса сама выдвигает такой тип людей, им доверяясь.
Тесно связана с судьбами строителей котлована судьба Насти. Она унаследовала от матери, умершей в подвале, страх перед новой жизнью. И девочке, чтобы выжить, нужно искреене верить в лучшую жизнь ќбез буржуев› и ќбез кулаков›. Все тянутся к ней, готовят для нее ќдевичье приданное› - социализм.
Но, думая о будущем Насти, строители котлована забывали, что у ребенка должно быть прежде всего счастливое настоящее . Организованная убогость, серая скудость каждого дня, прожитого на котловане, губят едва начавшуюся жизнь.
В подлинном прогрессе, если он действительно подлинный, рано или поздно, считал А. Платонов, возродится все жизнеспособное, все несправедливо погубленное, поруганное, деформированное.