ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ, ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
ПРЕПОДАВАНИЯ
(опыт субъективного анализа)

История сделалась теперь как бы
основанием и единственным условием
всякого живого знания...
В.Г.Белинский



В нашем классе за семь лет сменилось не менее десяти учи-
телей истории. Среди них были неплохие, даже, может быть, хо-
рошие, но почему-то никто из них мне не запомнился по-настоя-
щему. С одной стороны, мне как ученику, хорошо знающему пред-
мет, было достаточно свободно. Ведь учителя меня любили и раз-
решали заниматься на уроках тем, чем я хотел. Но порой стано-
вится обидно: ведь я так и не встретил ни одного историка,
историка по призванию.
Уже само то, что в нашем классе сменилось так много пре-
подавателей, очень плохо. Только успел привыкнуть к учителю,
завоевать у него авторитет, как у него уходит. Приходиться на-
чинать сначала. Конечно, учиться полноценно в таких условиях
трудно. Но это, так сказать, объективные причины. Хуже другое.
Учителя мало обращали внимания на то, чтобы внушить ученикам
понимание важности предмета. Я не говорю об учащихся, которым
все равно, чем занимать время в школе, лишь бы скорее оно кон-
чилось. Но даже хорошие ребята не задумываются над тем, что
дает нам история, почему важно знать историю как можно лучше.
Напротив, после того, как экзамен по истории заменили со-
беседованием, а учебник безнадежно устарел, отношение к этому
предмету стало как бы развлекательным: что там эдакого нам се-
годня преподнесут.
Конечно, мы записывали определения истории, высказывания
об этой науке великих мыслителей, но этого совершенно недоста-
точно! А вопрос о роли истории в жизни людей трудный. Я не
один месяц размышлял над ним, пока не понял, как беден был бы
мой внутренний мир, кругозор, как трудно было бы ориентиро-
ваться мне в жизни без знаний о прошлом. А сколько непоправи-
мых ошибок и преступлений могли не совершить люди, вершащие
историю, если бы хоть немного знали ее! Трагедии, случившиеся
после революции в нашей стране, в других государствах могут
повториться, если не сделать вовремя нужных выводов. А как их
сделать без изучения истории!
Я считаю, что преподавателям следовало бы посвятить
несколько уроков только этому вопросу, а потом постоянно возв-
ращаться к нему. А что было у нас? Большинство учеников не лю-
било истории, считало ее второстепенным предметом. И только
необходимость заставляла их учить урок, вернее зубрить. Ведь
историю нужно понимать, а этому научить очень не просто. Но
зато труд окупается сторицею. Успех будет только тогда, когда
учащийся научится улавливать внутреннюю связь событий, пони-
мать закономерность исторических процессов, сравнивать, со-
поставлять эпохи, извлекать из прошлого уроки на будущее. Лег-
ко заметить, что пересказать параграф сможет большинство, но
анализировать и доказать свое мнение - лишь единицы.
Подобное происходило и с картой. Требовали умения рабо-
тать с ней, знания номенклатуры, но ведь карту учат постоянно,
годами. А мы работали с ней урывками, от случая к случаю. То
же и с заучиванием дат. Ученики умудрялись путать не только
десятилетия, но и столетия. А ведь ясно, что все даты не за-
помнишь. Их следует понимать и чувствовать, когда, в какое
время могло произойти то или иное событие.
Мне думается, что было бы очень полезно, если бы на уро-
ках истории чаще пользовались примерами из литературы, привле-
кали знания по естественным наукам. Они ведь так могли приго-
диться на уроках, посвященных культуре и науке.
Конечно, бывали у нас по-настоящему интересные, запомина-
ющиеся уроки. Мне особенно нравилось, когда показывали фильмы,
водили на экскурсии, зачитывали подлинники документов, при-
носили предметы старины. Конечно, таких уроков было мень-
шинство. Я знаю, что учителя загружены. Но порой даже один но-
вый факт, упоминание об интересной статье или книге могут
скрасить занятие.
Мне вспоминается один из уроков, когда молодая учительни-
ца принесла очень красивый крест работы семнадцатого века. Все
очень оживились. Но она неверна истолковала нашу радость.
"Разве вы, ребята, не понимаете, что монахи заставляли насиль-
но мастеров работать на церковь?". Было это еще до нового от-
ношения к религии и церкви. У меня сразу пропал всякий инте-
рес. Разве может не понимать учитель,проучившись пять лет в
институте, что люди средневековья искренне верили в Христа и
считали за честь работать для церкви? Разве создали бы свои
шедевры художники Возрождения, не будучи убежденными в свя-
тости своего дела? Чтобы научить учеников любить историю, надо
прежде всего самому знать и любить ее!
Хотелось бы еще добавить об экзамене. Мне думается, он
нужен. Я слышал, что в некоторых странах дети учатся не по од-
ному, а по нескольким учебникам истории, сравнивая точки зре-
ния. Скорее бы наши ученые создали правдивые и интересные кни-
ги!
Можно было бы еще бесконечно говорить об этом близком мне
предмете, но для меня сейчас важнее другое. Как добиться, что-
бы мои будущие ученики любили и понимали историю?