КАКАЯ ДОРОГА ВЕДЕТ К ХРАМУ?

( размышления о настоящем, прошлом и будущем
нашей страны на основе произведений
современной литературы и публицистики )

... Так, думаю я, для каждой страны
исторический миг.

Ф.Искандер.



Многим, наверное, запомнился эпизод из фильма "Покаяние",
который шел на экранах города года четыре назад. Я хотя и не
все понял в нем до конца, но один момент забыть не могу. "Эта
улица ведет к Храму?"- спрашивает древняя странница у молодой
женщины. "Нет, не эта улица ведет к Храму",- отвечает та. Она
знает, что говорит. С улицей, на которой она живет, у нее свя-
заны тяжелые воспоминания. "Зачем же улица, если она ведет не
к Храму?"- недоуменно спрашивает старушка. Она твердо поняла
за долгую жизнь, что людям нужны только те дороги, которые ве-
дут к Храму добра, правды, красоты и истины. И зритель неволь-
но спрашивает себя: "Зачем нужна была дорога, стоившая столько
сил и жертв, если она привела не туда?"
У замечательного писателя Андрея Платонова есть роман
"Котлован". Этот образ- символ нашей жизни- оказался настолько
точным, что его используют даже министры. Да и разве не зако-
паны миллиарды денег в землю? Достаточно прочитать в газетах
споры о различных каналах. Волга-Чограй в Калмыкии, например,
или наш Волго-Дон-2, который областной Совет решил законсерви-
ровать, выделив на это еще миллионы рублей.
Но этот образ подходит и ко всей нашей истории. Семьдесят
лет назад революционный народ клялся построить "новый мир", но
к сегодняшнему дню, похоже, сумели вместо обещанного Храма
всеобщего счастья вырыть только Котлован. Впрочем, реальные
храмы сознательно разрушались. Сколько тысяч их уничтожено!...
А ведь как говорит известный журналист Олег Морозов в "Литера-
турной газете" (25.7.90) в статье-интервью, "очевидна прямая
связь между всеобщим падением нравственности, всеобщим циниз-
мом, половодьем аморализма, преступности, с одной стороны, и
утратой религиозной веры - с другой".
Итак, страна остановилась и задумалась. Что с нами случи-
лось? Почему так плохо мы живем? Почему, казалось бы, крепкая
держава стала распадаться? И бесконечные почему?... Вот уже
почти шесть лет политики и экономисты, писатели и публицисты -
все от стариков до детей- думают об этом и о том, что делать.
Наши журналы и газеты захлестнула волна яркой и острой
публицистики. "Некогда писать роман, когда вокруг пожар!"- так
определяют свою задачу многие писатели. И вот мы уже читаем не
только романы и повести, но и статьи В.Распутина, С.Залыгина и
многих других. Литература и публицистика переплетаются, взаим-
но дополняя друг друга.
Октябрь... Залп Авроры... Штурм Зимнего... Эти символы,
казалось бы, неразрывны со всем лучшим, что у нас есть. И вот
все чаще, все настойчивее начинает звучать мысль, что Ок-
тябрьская революция- роковая ошибка, черный день в истории на-
шей страны, а люди, которых весь народ привык считать вождями,
борцами за народное счастье,- преступники и варвары.
Многотомное произведение Александра Солженицына "Красное
колесо" посвящено истокам и вызреванию революции. Я читал
только "Октябрь шестнадцатого", и то не до конца. Но и этого
достаточно. Основная мысль писателя предельно ясна. Россия вы-
ходила на дорогу цивилизации, у нее были высокая культура,
прочная мораль, крепкие традиции. Революционеры (не только
большевики, но и другие партии) не любили страну, не знали на-
род, были узколобыми сектантами и догматиками. Они часть по
невежеству и злобе, частью по склонности к разбою разрушили
все, созданное веками. Ничего, кроме страданий и великих
жертв, революция не принесла нашему народу.
Что ж, время, когда могла существовать только одна точка
зрения, ушло. Это раньше было просто: "Богатые и бедные- поде-
лить поровну!", "Оппозиция - уничтожить!", "Низкая производи-
тельность труда- работать сверхурочно!", "Инакомыслие- запре-
тить!". Сегодня нужно спорить, уважая своих противников. Се-
годня нельзя запретить Солженицына, напротив, его приглашают к
нам. Миллионы людей по-прежнему думают над его статьей "Как
нам обустроить Россию".
И все же я не могу согласиться с таким взглядом на рево-
люцию. Да, конечно, в наши дни и школьники, пожалуй смогут
указать на ошибки и чрезмерную жестокость большевиков. Но пока
я не могу и не вижу необходимости отказаться от убеждения, что
Октябрь и гражданская война (хотя она могла быть гораздо менее
тяжелой) - суровый, кровавый, но все же неизбежный период на-
шей истории. Здесь много ошибок и преступлений, но сама рево-
люция, зовущая к новой, справедливой жизни, не было ошибкой
или преступлением! Однако теперь каждый сам волен сделать об
Октябре свой вывод согласно своим знаниям и убеждениям.
Ошибки первого периода Советской власти превратились в
сталинский террор. О безоговорочном осуждении государством и
обществом всех беззаконий, насилий и издевательств над народом
уже говорит тот факт, что Указом Президента СССР признаны не-
виновными все репрессированные и раскулаченные в 20-50 -е го-
ды. Не перечислить всего, что написано об этой поре. Достаточ-
но прочитать только "Архипелаг ГУЛАГ", "В круге первом" Солже-
ницына, "Колымские рассказы" В.Шаламова, чтобы сказать: "Нет,
этого нигде и никогда не должно повториться!"
Годы застоя... Сколько же упущено лет и возможностей,
сколько жизней растрачено зря. Не в эти ли десятилетия наша
страна отстала в экономике даже от бывших колоний? Об этом на-
писано много. Очень лаконично и точно о том времени сказал
Искандер в своей поэме "Баллада о свободе":
Мы прозевали время свое, прошляпили, протрепав.
В этой стране все зыбко плывет, даже тюремный устав.
Мы припозднились, гоняя дымы, шары, чаи,
Глянул в окно, а там давно гниют, фашизея, свои.

Разобраться в истоках нашей бездуховности мне очень по-
могла его же статья в "Огоньке" (N 11, 1990г.) "Человек идео-
логизированный". Автор задает вопрос: " Почему всякое идеоло-
гизированное общество столь невероятно жестоко?" Ответ прям и
бескомпромиссен: "Потому что идеологизированный человек отдает
идеологии тайну своей жизни, свою личность. За это в будущем
ему обещан вход в земной рай, а в настоящем - пустотелая лег-
кость безответственности". Значит, отсюда мы можем сделать вы-
вод: каждый должен думать и решать сам, каждый должен выбирать
себе цель и отвечать за свою жизнь!
Писатель считает, что перестройка реально принесла нам
неслыханную по своей широте свободу печати и слова в истории
нашей страны. И с ним нельзя не согласиться, что "только
гласность, доведенная до абсолютной демократической полноты и
законности- гарантия всех остальных изменений, которые позво-
лят нам взамен идеологической химеры создать правовое госу-
дарство".
Но хочется добавить, что кроме свободы политической нужна
и экономическая свобода, чтобы трудолюбивые люди в нашей стра-
не стали независимыми и зажиточными. После роспуска КПСС, по-
беды демократов самым главным становится право людей иметь в
собственности землю, предприятия, распоряжаться своими деньга-
ми.
Я верю, что наша держава на верном пути. Хотелось бы,
чтобы она прошла его с меньшими потерями. Сколько дорог ведет
к Храму- одна или несколько- неважно. Главное, чтобы правиль-
но: именно к Храму, а не к Котловану. И еще об одном хочется
сказать. Государство будет крепким только тогда, когда люди
станут его уважать.
Вселенский опыт говорит,
что погибают царства
не оттого, что тяжек быт
или страшны мытарства.
А погибают оттого
(и тем больней, чем дольше),
что люди царства своего
не уважают больше.

Булат Окуджава ("Юность",N4,1990г.).